В статье рассматривается архетип девы-воительницы в драматургии Ф. Шиллера, И.В. Гёте и Г. фон Клейста. Воззрения трех писателей относительно роли женского пола в устройстве человеческого общества отражали приверженность «традиционным ценностям» того времени. Почему же в своих драмах они приходят к архетипу амазонки, прямо противоположному выпестованному эпохой Просвещения женскому идеалу? В своих драмах Шиллер, Гёте и Клейст постоянно противопоставляют образ подчиняющейся мужской власти женщины фигуре девы-воительницы, восстающей против патриархального порядка. В «Марии Стюарт» Шиллера конфликт разворачивается между Марией, женщиной типичной, и Елизаветой, девой на троне. Та же коллизия в еще более очевидной форме присутствует в «Орлеанской деве», поскольку отражает двойственную природу Иоанны д'Арк. Во «Внебрачной дочери» Гёте главная героиня Евгения также выступает своего рода амазонкой, перенесенной в условно современную предреволюционную обстановку. В «Пентссилее» Клейст, делая героиней своей трагедии мифическую царицу амазонок, переосмысляет идеи веймарских классиков относительно женской героики в более радикальном ключе. Взяв в руки оружие, Иоанна и Пентссилея становятся символом женского начала, отклоняющегося от своего естественного предназначения. У всех трех писателей в образе амазонки воплощается тоска по недостижимому идеалу, поскольку андрогинный характер девы-воительницы одновременно символизирует и гармонию, и дисгармонию.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation