В статье впервые подробно освещаются публицистические выступления Д.В. Философова 1917 -1918 годов, не переиздававшиеся и не входившие в прижизненные авторские сборники, по ряду актуальных для него проблем культурно-просветительской политики накануне и после Февральской, а также Октябрьской революций. Основное внимание при этом уделено вопросам о памятниках искусства (в том числе царском наследии) и ситуации с гуманитарным образованием. Речь, в частности, идет о критике новой программы по истории русской литературы в средней школе (по следам закрывшегося 4 (17) января 1917 года съезда преподавателей словесности в Москве, в котором приняли участие не только учителя, но также профессора и даже академики, среди которых были П. Н. Сакулин и Н. А. Котляревский), а также об ответе на вопрос о том, какой долг лежит на учителях истории после прихода к власти большевиков. В результате, как показывают авторы статьи, Философов не только формулирует свою позицию по частным вопросам культурной политики и школьного образования, но также излагает собственное видение того, как формируются духовные ценности, скрепляющие нацию через ее общую историю и литературу, и одновременно с этим он включается в масштабную полемику тех лет о патриотизме и роли интеллигенции в кризисную эпоху.