Статья посвящена анализу научного наследия крупнейшего филолога XIX в. Н.И. Греча (1787-1867), занимавшего весомые позиции в общественной и культурной жизни России того времени. Его труды по языкознанию во многом забыты, но при этом содержат интересные детали лингвистической биографии его поколения, приоткрывают завесу скрытой филологической полемики разных школ и направлений, представляют их автора как самобытного мыслителя, отлично владевшего ремеслом творца словесности и её бытописателя. Рассматриваются проблемы лингвистической методологии, связанной с учебными руководствами Н.И. Греча по грамматике русского языка, которые были популярны особенно в первой половине XIX в. Написанные в духе логико-философских представлений о языке и выдержавшие критику, они до сих пор показательны как факты научной методики, применявшейся в гимназиях при обучении родному языку. Эти работы оказали большое влияние на последующую традицию. Автор статьи обратил внимание и на нетрадиционную область профессиональной деятельности ученого - историю языка, которая только начинала пробуждаться под влиянием немецкой компаративистики, романтических тенденций в литературе, интереса общества к историческим корням, фольклору и традиционной культуре. В историко-лингвистических идеях Н.И. Греча, несмотря на их некоторую традиционность и незрелость именно с позиции диахронического языкознания, прослеживается авторская позиция, приводятся оригинальные примеры и сравнения. Приведенные факты показывают ученого как передового исследователя, проникавшего в неизведанный мир эволюции языка. Анализируются также редкие примеры, свидетельствующие об отношении Н.И. Греча к заимствованию слов и новым тенденциям в языковой практике его времени.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации