В статье представлен взгляд на современное состояние теории дискурса, которая, по мнению автора, переживает переходный период, связанный, с одной стороны, с актуализировавшимися в последние годы направлениями исследований речи, с другой – появлением и стремительным развитием принципиально новой сферы речевой коммуникации – интернет-коммуникации.
Автор сравнивает современное состояние теории дискурса с предшествующим, в котором за очень короткое время произошли сразу три полноценные научные революции (текст не обязательно должен быть художественным; текст не обязательно должен быть письменным; текст не обязательно должен быть монологическим), и высказывает предположение, что назрели предпосылки для новой – четвертой – дискурсивной научной революции: текст не обязательно должен выходить за пределы мышления одной отдельно взятой языковой личности, полноценный объект теории дискурса – внутренняя речь, монологическое речевое мышление.
В статье рассматриваются теоретические (типология речи) и практические (эмпирическая психолингвистика, литературоведение) предпосылки к формированию нового направления теории дискурса – дискурсивных исследований монологического речевого мышления.
Основная часть исследования посвящена интернет-коммуникации.
В центре внимания оказываются две противоположные, но диалектически связанныехарактеристики интернет-коммуникации: повышение степени диалогичности (количество источников информации и скорость обмена репликами и завязывания новых контактов) и понижение степени диалогичности (аутизм и эскапизм; “интерактивность и интерпассивность”), – которые автор предлагает понимать как одновременное усиление в интернет-коммуникации, во-первых, начала монологического, соответствующего “четвертой дискурсивной революции”, во-вторых – начала воздейственного, по видимости противоположного первому, но в реальности неразрывно с ним связанного.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека