Антропология как наука о человеке позволяет осветить вопрос о переплетении различных культур, не прибегая при этом к традиционному модусу сравнения. Именно поэтому антропологическая модель идеально иллюстрирует механизм культурного трансфера. Ритуальные странствия различных австралийских племен сквозь символическое пространство континента и превращения, которые с ними при этом происходят, трансформация испанской культуры, подвергшаяся воздействию индейских племен Латинской Америки, сложные отношения между родственными, но враждующими между собой группами динков и нуэров, описанные в работе Эванса–Причарда, – все эти случаи являют собой очень важный пример культурного переноса. Модель эта может быть использована также и применительно к европейскому контексту, по отношению к которому антропологические исследования только еще начинаются.
Изучение трансфера делает акцент более на механизмах постоянной реконструкции новых условий существования общества, нежели на устойчивости традиционных структур. Но при этом глобализация, которая существовала всегда, вовсе не исключает образований, имеющих ограниченный срок действия, будь то нация, племя или меньшинство. Изучение трансфера не позволяет согласиться с ложной альтернативой: либо признание раз и навсегда установленных национальных различий – либо растворение в произвольности бесчисленных перекрестных влияний. В этом поиске баланса изучение культурного трансфера также находит поддержку в антропологических исследованиях: влияние изменяет принимающую культуру, но не уничтожает ее в том смысле, какой предполагает глобализация в узком значении этого термина.
Многие антропологи (начиная с Франца Боаса и Бронислава Малиновского) решали проблему культурного трансфера не только в теории, но и в своей собственной жизни. Именно поэтому в область исследований теории культурного трансфера входит также и изучение истории гуманитарных наук, начиная с филологии римской эпохи и кончая востоковедением и историей искусства. Исследовательское поле культурного трансфера может быть расширено до сочетания трех и более культурных пространств, став частью транснациональной истории.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека