Статья посвящена метрам тайской классической поэзии, которые никогда ранее не описывались в рамках современного стиховедения. Анализ пяти основных метров позволяет установить, что как минимум два, а возможно, и три из них являются силлабическими, ещё один – силлабо-метрическим. Природа же последнего из них на данный момент остаётся неясной, так как он основан на чередовании диакритических знаков, не имеющих однозначного прочтения, и для его классификации необходимо обратиться к истории тайского письма. В статье также рассматривается тайская рифма, которая обычно связывает не последние слоги разных срок, а последний слог одной строки с каким-либо слогом внутри другой. Помимо этого, в работе делается попытка сопоставить тайскую систему стихосложения с бирманской.
В статье рассматриваются структуры рифм в поэтических традициях Юго-Восточной Азии – бирманской, тайской, вьетнамской и тямской, которые, несмотря на своё богатое наследие и ряд интересных особенностей, являются малоизученными. Исследование проводилось на материале наиболее известных образцов этих традиций общим объёмом 240 строк в случае с бирманскими текстами и 185 строк в случае с тайскими. Результаты исследования показали, что в бирманском стихе отсутствует жёсткая структура рифмовок, но в то же время обязательное присутствие рифмы в расшатанной бирманской силлабике является важной чертой, отличающей её от верлибра. Также был выявлен ранее не описанный бирманский размер с чередованием двух четырёхсложных и одной пятисложной строк, в котором преобладает концевая рифма, и было установлено, что в тайском размере рай рифмуются конечный слог одной строки с каким-либо (чаще вторым) слогом внутри последующей. Его схожесть с бирманским стихом позволяет выдвигать гипотезу о его бирманском происхождении.
Настоящая статья посвящена особенностям тайского стихотворного метра рай – одного из самых распространённых и, одновременно, малоисследованных метров классической тайской поэзии, о характере которого в предшествующих работах высказываются противоречивые заключения. В статье представлена попытка решения проблемы типологической классификации рая с помощью точных методов на материале отрывка длиной в 555 ваков (структурная единица рая) из одного из самых известных произведений тайской литературы – поэмы “Лилит Пхра Ло&8j1;, а также проводится его сравнение с бирманской силлабикой. Результаты исследования позволяют классифицировать рай как нестрогий силлабический метр и выдвинуть гипотезы о его генетической связи с бирманской поэзией.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека