Наша цель заключается в выделении фрагментов различных жанров со свойственными им типичными признаками, реализующимися при помощи определённого инвентаря лингвостилистических приёмов, в составе “Песни о Хюндле&8j1;, в мотивировке их взаимодействия и в установлении сходств и различий данной песни с другими мифологическими песнями “Старшей Эдды&8j1;. Можно констатировать уникальную ситуацию, сложившуюся вокруг “Песни о Хюндле&8j1; и заключающуюся в её впечатляющей близости одновременно двум эддическим песням – “Прорицанию вёльвы&8j1; и “Речам Вафтруднира&8j1;. “Песнь о Хюндле&8j1; можно трактовать как миф творения, описываемый не в синхронии, как в “Прорицании вёльвы&8j1; с её многочисленными тулами, называющими главных действующих лиц космогенеза, то есть фиксирующими их в конкретный момент повествования, а в диахронии, в рамках концепции порождения, применяющей генеалогический код, представленной в “Речах Вафтруднира&8j1;.
Ключом к пониманию семантики и жанровой структуры “Перебранки Локи&8j1; оказывается наиболее релевантная для архаичной мифопоэтической традиции ситуация праздника (пира). При этом воссоздаётся прецедент первотворения и детерминируется необходимость функционирования космологической песни, заостряющей внимание на эсхатологической теме. Диалог в форме словесной перебранки со свойственной её лексикой низкого стиля служит для наиболее адекватного описания “антиповедения&8j1; главного персонажа – Локи в наиболее опасный для мироздания момент противоборства стихий хаоса и космоса.
Многокомпонентный анализ др.-исл. hǫll ‘палата, чертог’ в скандинавском эпосе – “Старшей Эдде&8j1; – призван объяснить принципы дистрибуции данной лексемы и её дериватов. Используются методы статистические, учитывающие частотность употреблений, грамматические, описывающие её падежную парадигму, морфологические, определяющие типы сочетания компонентов композита в дериватах, синтаксические, устанавливающие релевантные функции, этимологические, способные к актуализации в определённых ситуациях, мифологические, характеризующие тяготение к тем или иным мифологемам, мотивам, сюжетам или мифам, поэтические (аллитерации, звуковые повторы, анаграммы) и экстралингвистические, указывающие на связь с “миром вещей&8j1;. Можно констатировать, что др.-исл. hǫll использовалось для номинации нижнего мира, загробного царства (др.-исл. val-hǫll ‘павших чертог’), предназначенного для погибших на поле брани, а затем после ассоциации с небом, куда были перенесены жилища богов, первоначально локализуемые на земле, приобрело черты идеального пространства, рая, символом которого являлась пиршественная палата.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека