Наша цель заключается в выделении фрагментов различных жанров со свойственными им типичными признаками, реализующимися при помощи определённого инвентаря лингвостилистических приёмов, в составе “Песни о Хюндле&8j1;, в мотивировке их взаимодействия и в установлении сходств и различий данной песни с другими мифологическими песнями “Старшей Эдды&8j1;. Можно констатировать уникальную ситуацию, сложившуюся вокруг “Песни о Хюндле&8j1; и заключающуюся в её впечатляющей близости одновременно двум эддическим песням – “Прорицанию вёльвы&8j1; и “Речам Вафтруднира&8j1;. “Песнь о Хюндле&8j1; можно трактовать как миф творения, описываемый не в синхронии, как в “Прорицании вёльвы&8j1; с её многочисленными тулами, называющими главных действующих лиц космогенеза, то есть фиксирующими их в конкретный момент повествования, а в диахронии, в рамках концепции порождения, применяющей генеалогический код, представленной в “Речах Вафтруднира&8j1;.
Ключом к пониманию семантики и жанровой структуры “Перебранки Локи&8j1; оказывается наиболее релевантная для архаичной мифопоэтической традиции ситуация праздника (пира). При этом воссоздаётся прецедент первотворения и детерминируется необходимость функционирования космологической песни, заостряющей внимание на эсхатологической теме. Диалог в форме словесной перебранки со свойственной её лексикой низкого стиля служит для наиболее адекватного описания “антиповедения&8j1; главного персонажа – Локи в наиболее опасный для мироздания момент противоборства стихий хаоса и космоса.
Многокомпонентный анализ др.-исл. hǫll ‘палата, чертог’ в скандинавском эпосе – “Старшей Эдде&8j1; – призван объяснить принципы дистрибуции данной лексемы и её дериватов. Используются методы статистические, учитывающие частотность употреблений, грамматические, описывающие её падежную парадигму, морфологические, определяющие типы сочетания компонентов композита в дериватах, синтаксические, устанавливающие релевантные функции, этимологические, способные к актуализации в определённых ситуациях, мифологические, характеризующие тяготение к тем или иным мифологемам, мотивам, сюжетам или мифам, поэтические (аллитерации, звуковые повторы, анаграммы) и экстралингвистические, указывающие на связь с “миром вещей&8j1;. Можно констатировать, что др.-исл. hǫll использовалось для номинации нижнего мира, загробного царства (др.-исл. val-hǫll ‘павших чертог’), предназначенного для погибших на поле брани, а затем после ассоциации с небом, куда были перенесены жилища богов, первоначально локализуемые на земле, приобрело черты идеального пространства, рая, символом которого являлась пиршественная палата.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library