Лингвистические процессы, отражающие социокультурные трансформации последнего времени, обусловили особое внимание ряда современных русских писателей к аксиологии и онтологии языка и слова. Тревога по этому поводу лейтмотивом проходит сквозь ряд сочинений А.В. Иванова (“Географ глобус пропил&8j1;, “Общага на крови&8j1;, “Псоглавцы&8j1; и др.). В романе “Блуда и МУДО&8j1; эксплицируется “вербальный кризис&8j1; современного русского языка, который коренится в разрыве связи слова со смыслом и действием. Образно это реализуется в развитии пародийно-авантюрного, сатирического сюжета, при котором несуществующее заявляет себя как существующее. В романе “Пищеблок&8j1; подобный кризис являет себя через несовпадение категорий “правильного&8j1; и “подлинного&8j1;: правильное здесь – ненормально. В историческом романе-мистерии “Летоисчисление от Иоанна&8j1; сила слова заключается не в его значении, а в самом перформативном акте “именования&8j1; злого деяния. Автор подчеркивает особую актуальность именно этого аспекта концепции языка по А.В. Иванову.
В статье оспаривается представление о философской индифферентности Бунина, о его равнодушии к современной ему философии. Предлагаемый опыт сопоставления творчества Бунина и Льва Шестова свидетельствует, что между ними существовала определенная типологическая близость (в отношении к смерти, любви, рациональному началу). Показано, что в ряде случаев речь может идти и о непосредственных "веяниях" философии Шестова, по-своему воспринятых Буниным.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека