Александр Веселовский провел в Италии три года (1864–1867 гг.). Этот период был очень плодотворным для его исследований и дал ему возможность наблюдать с близкого расстояния за социально-политической реальностью Италии после ее объединения. Сделанные тогда наблюдения породили серию очерков Веселовского, опубликованных в газете “Санкт-Петербургские ведомости”, которые являются важным историческим свидетельством об Италии тех лет, к сожалению, оставленным без должного внимания историков культуры. Его статьи, посвященные социальной и политической жизни Италии, отличаются той же строгостью и документальной точностью, которые характерны для его литературных записей. Речь идет об уникальном свидетельстве, дающем детальную картину политической и социальной жизни Италии после ее объединения и ценном оригинальностью мысли, предвосхитившей на многие десятилетия современную историографию Рисорджименто. В центре внимания автора данной статьи – особый аспект истории Италии того периода, о котором писал Веселовский, а именно “национализация масс” – концепция, которая войдет в современную историографию только в 70-е гг. XX в. В частности, речь идет о его статье “Данте и мытарства итальянского единства”, написанной в 1865 г. по случаю юбилея Данте.
Задача статьи – переосмыслить “Окаянные дни” И.А. Бунина как важный переходный пункт между реализмом XIX века и современным гиперреализмом. Автор концентрирует внимание в первую очередь на том, как писатель использует документы – не только для того чтобы “сфотографировать” реальность, но и для того чтобы донести свою точку зрения. Сам Бунин объявляет о своем намерении подействовать на общественное мнение, предлагая правду, закрепленную фактами, и тем самым предвосхищает его современное гиперреалистическое прочтение. В работе делается отсылка к теориям, изложенным Раффаэле Доннарумма в книге 2014 г., где концепция гиперреализма, ранее применявшаяся главным образом к живописи и скульптуре, используется для анализа современной литературы. Политическая пристрастность Бунина, который в те годы находится в лагере противников революции, также является типичной характеристикой современных гипермодернистских писателей. В такой перспективе “Окаянные дни” дают пример новой для его времени формы реализма, более чем на век упреждая современную прозу.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека