Александр Веселовский провел в Италии три года (1864–1867 гг.). Этот период был очень плодотворным для его исследований и дал ему возможность наблюдать с близкого расстояния за социально-политической реальностью Италии после ее объединения. Сделанные тогда наблюдения породили серию очерков Веселовского, опубликованных в газете “Санкт-Петербургские ведомости”, которые являются важным историческим свидетельством об Италии тех лет, к сожалению, оставленным без должного внимания историков культуры. Его статьи, посвященные социальной и политической жизни Италии, отличаются той же строгостью и документальной точностью, которые характерны для его литературных записей. Речь идет об уникальном свидетельстве, дающем детальную картину политической и социальной жизни Италии после ее объединения и ценном оригинальностью мысли, предвосхитившей на многие десятилетия современную историографию Рисорджименто. В центре внимания автора данной статьи – особый аспект истории Италии того периода, о котором писал Веселовский, а именно “национализация масс” – концепция, которая войдет в современную историографию только в 70-е гг. XX в. В частности, речь идет о его статье “Данте и мытарства итальянского единства”, написанной в 1865 г. по случаю юбилея Данте.
Задача статьи – переосмыслить “Окаянные дни” И.А. Бунина как важный переходный пункт между реализмом XIX века и современным гиперреализмом. Автор концентрирует внимание в первую очередь на том, как писатель использует документы – не только для того чтобы “сфотографировать” реальность, но и для того чтобы донести свою точку зрения. Сам Бунин объявляет о своем намерении подействовать на общественное мнение, предлагая правду, закрепленную фактами, и тем самым предвосхищает его современное гиперреалистическое прочтение. В работе делается отсылка к теориям, изложенным Раффаэле Доннарумма в книге 2014 г., где концепция гиперреализма, ранее применявшаяся главным образом к живописи и скульптуре, используется для анализа современной литературы. Политическая пристрастность Бунина, который в те годы находится в лагере противников революции, также является типичной характеристикой современных гипермодернистских писателей. В такой перспективе “Окаянные дни” дают пример новой для его времени формы реализма, более чем на век упреждая современную прозу.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library