Исследования звуковой стороны языка занимали разное место в различные периоды. Они стали значительными лишь со второй половины XIX в. как в компаративистике, так и в экспериментальной фонетике. Экспериментальные исследования были популярны во второй половине XIX в. и в начале ХХ в., они считались основой всех фонетических исследований. Однако с 1870-х гг. (И.А. Бодуэн де Куртенэ) были выделены две дисциплины: атропофоника и психофонетика, затем переименованные в фонетику и фонологию. Фонетика понималась как физическая и психологическая дисциплина, связанная с экспериментом; фонология была не экспериментальной, а чисто функциональной дисциплиной; многие фонологи не интересовались акустическими и артикуляционными характеристиками фонем и изучали лишь их отношения. Во времена структурализма (особенно раннего) фонология была центральной областью лингвистики; структурные методы вырабатывались на ее материале. Экспериментальная фонетика продолжала развиваться, но сделалась изолированной маргинальной областью лингвистики. Однако в наши дни приоритеты изменились: традиционная фонология стала периферийной, но интенсивно развивается экспериментальная фонетика; эти исследования имеют большое теоретическое и практическое значение.
Статья посвящена особенностям языковой политики в современных странах, прежде всего, в Российской федерации. Автор рассматривает этот аспект в контексте двух естественных и в то же время противостоящих друг другу потребностей - потребности идентичности и потребности взаимопонимания.
Различия в описаниях языков могут быть обусловлены не только различиями концепций их авторов, но и влиянием языка, на котором пишет свои работы лингвист. Это влияние особенно явно в случае исконных лингвистических традиций (европейской, арабской, китайской и др.), но может проявляться и в разных национальных вариантах европейской традиции.
Для любых наук, познающих мир, важны две задачи: сбор фактического материала и обобщения, построение теорий. В истории науки мы видим постоянную смену приоритетов: чередуются периоды интенсивной работы теоретической мысли и следования устоявшимся канонам, открытия новых фактов и стремления переосмыслить то, что уже известно. В одни периоды легче работать тому, кто склонен к подготовке фактического материала, а в другие эпохи ценятся любители обобщать. В статье на материале лингвистики и востоковедения, в основном в России, рассматривается место и роль ученых того или иного склада в науке XIX—XX вв.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации