В статье рассматриваются особенности автора и адресата в жанре “письмо в газету” в двух разных коммуникативных пространствах: в эмиграции и в советской России. Фигура автора писем в газеты рассматривается с точки зрения двух оппозиций: 1) Количество пишущих: персональный vs. коллективный автор; 2) Личностное начало в тексте: человек частный vs. человек социальный. Анализ способов выражения автора в тексте писем позволяет показать, что в советских газетах “общественное” тяготеет над “частным”, в то время как в письмах в эмигрантские газеты эти две сферы представлены в равной мере. Ключевым для анализа адресата в рамках данного жанра является участие в соответствующей коммуникативной ситуации не одного, а трех типов адресата: массового, формального и целевого. Массовый адресат - это вся читательская аудитория газеты, формальный - редактор газеты, к которому автор письма обращается ради соблюдения норм этикета, под целевым адресатом понимается человек или группа людей, к которым в действительности обращено речевое намерение автора письма и которые упоминаются в тексте письма. В статье показано, как взаимодействуют эти три типа адресата и какими языковыми средствами они обозначаются в письмах, при этом особое внимание уделяется различиям между письмами в эмиграции и в СССР. Одним из важных выводов является тот факт, что наличие массового адресата в коммуникативной ситуации “письмо в газету” приводит к очень важным смещениям в области типовых интенций конкретных типов писем.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации