Стихотворение “На влажный камень возведенный…&8j1; было послано осенью 1909 года сначала М. Волошину, а затем Вяч. Иванову и входит в подборку “стихов в письмах&8j1;, которые были опубликованы только во второй половине XX века. Тема стихотворения – противостояние любви и смерти. Амур оказывается на надгробном камне (“зеленый мох и влажный камень&8j1;) и, удивленный тем, что ему открылось, пытается любовью (“сердца незаконный пламень&8j1;) отомстить смерти. Поэтика стихотворения представляет собой еще один шаг в развитии присущей Мандельштаму техники подтекстов и контекстов. “Упоминательными клавишами&8j1; здесь выступают сочетания существительных с необычными для них прилагательными (“незаконный пламень&8j1;, “наивные долины&8j1; и др.), а также пары рифм (“нагой – ногой&8j1;, “камень – пламень&8j1;, “грубый – губы&8j1;). Подтексты стихотворения образуют два этажа, когда сквозь символистские ассоциации просвечивают мотивы классической поэзии, связывая воедино поэзию Золотого и Серебряного века. Ключевой для стихотворения образ Амура (единственный контекст в творчестве поэта) имеет, судя по всему, литературное происхождение.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека