В настоящей статье анализируются особенности эпистолярного жанра на народном языке в средневековой Италии в процессе их эволюции. Сопоставление с античным письмом, с одной стороны, и с гуманистическим эпистолярным наследием Петрарки - с другой, позволяет определить специфический характер средневекового письма как “частного”, индивидуального - в отличие от “общественного” античного письма и “литературно-индивидуалистического” ренессансного (или гуманистического). На примере сборников писем поэта XIII в. Гвиттоне д’Ареццо, религиозных и общественных деятелей XIV в. Джованни далле Челле, Джованни Коломбини, Екатерины Сиенской, а также “купеческой переписки” XIV в. прослеживаются содержательные, языковые, культурологические аспекты этого жанра в Средние века.
В итальянской литературе Средних веков, в отличие от других европейских литератур, отсутствует такой жанр, как религиозная драма. Ее функции отчасти взяли на себя драматические лауды. Их разновидности, тематика, жанровые особенности, специфика “драматического элемента” исследуются в данной статье. В заключение рассматривается генезис “священного представления”, особого жанра религиозной драматургии, возникшего во Флоренции в XV в.
В статье рассматривается проблема жанра одного из самых популярных в Средние века сборника житий - “Золотой легенды” Иакова Ворагинского. Традиционно это сочинение причисляли к жанру так называемых легендариев. В недавнее время известный французский медиевист Ж. Ле Гофф назвал “Золотую легенду” суммой сакрального времени. Автор статьи вступает с ним в полемику, предлагая определение жанра как суммы святости (агиографической суммы) и объясняя причины небывалого успеха этого сочинения именно его жанровой спецификой. В статье анализируются также - исходя из последних исследований в области византийской агиографии - причины непонимания и заниженной оценки “Золотой легенды” в Новое время.
В статье рассматриваются средневековые суммы как особый литературный жанр, обладающий определенными содержательными и формальными характеристиками, такими как "коллекционирование знаний" по заданной теме, строгая классификация материала, ссылка на авторитеты, цель не только практическая, но и нравственная. Возникнув в рамках схоластического метода, сумма, первоначально претендовавшая на "научное" представление материала, постепенно стала расширять сферу своего функционирования, ориентироваться на более широкие круги читателей и даже проникать в область художественного творчества. "Божественная комедия" Данте рассматривается как особая трансформация жанра суммы.
В статье рассматривается жанровое своеобразие трактата доминиканского проповедника XIV в. Якопо Пассаванти "Зерцало истинного покаяния". Построенный на основе цикла проповедей, он сочетает в себе особенности таких жанров, как проповедь, трактат или богословское сочинение, пример (exemplum), новелла. В заключении делаются выводы о нестабильности жанра средневековой проповеди, о ее связях с другими жанрами и тенденции сближаться с ними.
Статья посвящена формированию жанра проповеди на итальянском языке. На примере творчества итальянского проповедника начала XIV в. Джордано да Пиза рассматривается процесс преодоления влияния латинских образцов, приспособления их к иной культурной ситуации, диктующей проповеднику новые задачи.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации