Статья посвящена особенностям нарративной конструкции “Записок сумасшедшего” Гоголя, не привлекавшим ранее внимание исследователей. Автор доказывает, что логика безумия героя соответствует логике нарративного гротеска. Взаимодействие нарративного гротеска и гротескной реальности рассматривается как один из наиболее существенных для смысловой организации повести факторов.
В статье привлечено внимание к роли универсальных образов во втором томе "Мертвых душ". В этой связи специально изучаются смысл и функции ''пути'', ''учительства'' и ''иного мира''. Особое внимание уделяется сопоставлению второго тома поэмы Гоголя и его "Размышлений о Божественной Литургии".
В статье анализируются особенности взаимосвязи и принципы взаимодействия сюжета и пространства в "Бэле" Лермонтова. Автор доказывает, что такие традиционные сюжетные схемы, как романтическая и ориенталистско-колониальная, не являются универсальными для лермонтовской повести. В этой связи специально изучается сюжетообразующая роль пространства в "Бэле", что позволяет по-новому прочитать драматическую историю отношений героев, принадлежащих к разным мирам.
В статье анализируются особенности изображения человека в "Мертвых душах". Автор доказывает, что любое однозначное определение не исчерпывает сущности гоголевского героя. Гоголь демонстрирует в "Мертвых душах" универсальное понимание изображенного человека. Поэтому в пределе гоголевский герой закономерно превращается в антропологический символ. С помощью принципов обратной перспективы Гоголь раскрывает в изображенном человеке образ Божий и указывает на возможное преображение героя.
В статье рассматривается принцип пародирования "Пиковой дамы" в "Мертвых душах", что позволяет прояснить и некоторые аспекты проблематики гоголевской поэмы.
В статье рассматривается актуальная для второго тома “Мертвых душ” проблема антропологии и онтологии места, важная для понимания авторского замысла незаконченного произведения. Особое внимание уделяется принципам символизации изображаемого и символическим значениям места.
В статье рассматриваются актуальные для поэтики “Мертвых душ” проблемы порога и “порогового” героя. Особое внимание уделяется функциям и семантике порога и специфике поведения “порогового” человека. Выявляется взаимосвязь таких аспектов повествования в “Мертвых душах”, как преодоление трудного порога и решение трудных задач, выбор правильного или неправильного пути, движение вниз и восхождение.
Indexing
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation