В статье поставлен и решается вопрос об особом отношении Горького к одному из ключевых понятий его философско-этической концепции – понятию “герой”, устанавливается глубокое различие, которое проводил писатель между “Человеком с большой буквы” – полноценной, творчески одаренной и духовно богатой личностью – и “героем”, вынужденным в условиях войны и революции прибегать к насилию. В качестве примера рассмотрены произведения Горького, написанные им почти одновременно, летом 1923 г.: очерк “Герой”, “Рассказ о герое” и рассказ “Карамора”. В них “герой” под воздействием страха перед жизнью и другими людьми, вследствие своего эгоизма и экзистенциального одиночества превращается в “антигероя” – предателя и убийцу. Анализ поэтики этих произведений позволяет сделать вывод о ее родстве с поэтикой модернизма и авангарда. Знаменитый горьковский гуманизм, который особенно ярко проявился в революционные и первые послереволюционные годы, вызвал к жизни произведения, в которых писатель протестовал против героизма солдат и революционеров, готовых убивать людей, ставших для них врагами. В 1930-е годы, поддерживая классовую идеологию большевизма, Горький попытался “подкорректировать” свои прежние произведения и написал цикл “Рассказы о героях”, в которых воспевались герои революции и гражданской войны. Но рассказы получились невыразительными, бледными, образы героев – схематичными. Несмотря на все старания, ему так и не удалось создать ни одного сколько-нибудь значительного произведения, в котором бы прославлялся герой.
В статье сделана попытка по-новому прочитать два мало известных широкому читателю произведения М. Горького – “Проводник&8j1; и “Мамаша Кемских&8j1;, напечатанные в 1925 г. под общим заголовком “Записки из дневника&8j1; в журнале “Молодая гвардия&8j1;. Показана символическая, притчевая природа этих миниатюр, написанных с помощью художественных приемов символизма и экспрессионизма. Выдвинуто предположение, что в символическом подтексте “Проводника&8j1;, написанного в год смерти В.И. Ленина, могли отразиться напряженные размышления писателя о характере вождя русской революции. В обоих произведениях Горький попытался решить мучительный для него в это время вопрос: почему революция в России, о которой он мечтал всю жизнь, приняла такие бесчеловечные, зверские формы? И приходил к выводу, что виновата в этом рабская, искалеченная веками жестокого угнетения психика русского человека.
В статье на основе архивных источников предпринята попытка реконструировать неосуществленный замысел М. Горького 1930-х годов: создать книжную серию “История городов как история русского быта&8j1; и в ее рамках с помощью коллектива современных авторов написать книгу о прошлом и настоящем Нижнего Новгорода (Горького). На материале переписки писателя с партийным куратором этого проекта Л.Ю. Шмидтом и с другими его участниками, а также с помощью архивных и печатных источников, показаны возникновение замысла книги “История Горьковского края&8j1; и начало работы коллектива авторов над его воплощением. Выявлены причины, помешавшие реализовать данный проект. Сделан вывод об особом значении, которое придавал ему Горький, и о той роли, которую сыграла работа над книгой в творческой судьбе участников проекта.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека