В статье рассматриваются материалы дискуссий о символизме во французской и русской литературах, которые развернулись в Парижской Франко-русской студии 1929-1931 гг. Автор реконструирует предпосылки принципиальных различий в восприятии символизма французскими и русскими диспутантами, порожденных разностью культурных традиций двух стран, сравнивает выдвинутые ими положения с подходами модернистской критики начала XX века и концептуальным осмыслением типологии литературного символизма современной филологической наукой.
В статье сопоставляются роли Кнута Гамсуна и Леонида Андреева в литературном процессе России начала XX века, анализируются черты типологического сходства поэтик двух писателей и случаи сближения их имен в критике эпохи, выявляются следы непосредственного воздействия художественной системы норвежского классика на русского автора. Рассмотрению этих вопросов предшествует обзор общих закономерностей рецепции творчества Гамсуна в России серебряного века и его связей с русской литературой.
В статье рассматриваются проблемы построения академической истории русской литературы конца ХIХ — первой половины XX века. Обозреваются различные подходы к решению этой задачи, воплощающие две основные тенденции в анализе литературной эволюции: одна из них исходит из взаимодействия словесности с иными социальными, идеологическими и культурными системами, другая — из ее имманентных движущих сил. В перспективе разработки истории литературы, синтезирующей обе тенденции, автор предлагает сосредоточить внимание на исследовании “малых историй” (жанров, стилей, литературно-общественных связей и т.п.) с целью в конце концов продемонстрировать их динамичную полифонию в целостном и противоречивом феномене русской литературы этой эпохи.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с воздействием мифологизации текста на эволюцию жанровых форм в русской прозе конца XIX — начала XX века. Обозреваются сочинения А. Белого, А. Кондратьева, И. Шмелева, А. Ремизова и др. Особое внимание уделено мифопоэтическим аспектам литературной рецепции наследия Ф. Ницше в России, а также вопросам музыкально-мифологического синкретизма.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации