Признание Гоголя как великого русского писателя долгое время сопровождалось убеждением, будто бы в мировой литературе он не играет и не может играть сколько-нибудь значительной роли. С конца XIX в. это мнение пересмотрено и в наши дни решительно опровергнуто, но для него были причины, коренившиеся как в социально-политической отсталости России, так и в особенностях гоголевской эстетики. Гоголь разрушил привычное представление о прямой зависимости эстетической ценности и художественной значительности от прогресса социальных отношений и общественных идей. Эта значительность вырастает из всей совокупности человеческих отношений, в том числе, как полагал Гоголь, из жизненной пошлости, которая, вопреки принятому в то время мнению, может служить питательной почвой высокого искусства. Это лишь один из парадоксов Гоголя, анализу которых посвящена настоящая статья.
Уничтожение Гоголем второго тома “Мертвых душ” — давний предмет исследований. В статье разбираются различные версии этого события, а также анализируется уникальный характер гоголевского замысла, ход работы над поэмой, особенности душевного состояния автора в последние месяцы его жизни — все то, что определило судьбу второго тома.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации