В статье рассматривается “проявление” автобиографического героя в повести Скитальца “Этапы”, существующей в двух вариантах – 1908 и 1937 гг. Первый вариант был создан, когда писатель уже завоевал определенное место в литературе; второй был опубликован вскоре после его возвращения на родину в 1934 г. из эмиграции. Оба варианта написаны от первого лица, писатель ведет рассказ о своей жизни. Разница между ними заключается в том, что в первом случае Скиталец сосредоточивает внимание на анализе внутреннего мира автобиографического героя, раскрывает психологические изменения в нем. Во втором варианте упор сделан на формировании личности под влиянием окружающей среды, обстоятельств. Причем теперь автор, желая показать формирование “общественного” человека, подчиняющего личное коллективному, готового отдать жизнь борьбе за революционное дело, ориентируется на канон социалистического реализма, возобладавший в советской литературе 1930-х гг.
В статье дается общая характеристика творческого облика Л.Я Гуревич (1866–1940) и предпринята попытка объяснить, с чем связан ее отказ от продолжения писательской карьеры и переход в критический цех. Анализ откликов на роман “Плоскогорье&8j1; (1897) позволяет предположить, что абсолютно произвольная трактовка замысла, превратное толкование содержания и резкие нападки были болезненно восприняты молодой писательницей. Непонимание написанного, просвечивающее даже в благожелательных отзывах, противоречивые рекомендации, сосредоточенность на второстепенных моментах выявляют, помимо всего, слабые места методологии критических направлений в целом (особенно народнической и марксистской ветвей). Но также обнаруживается и общая недоброжелательность “мужской&8j1; критики по отношению к женскому творчеству, что не могла не почувствовать автор романа. Кроме того, отзывы позволяют сделать вывод о неудачном способе продвижения романа самой писательницей, а также о сходных приемах, которые использовали критики для принижения значимости женских текстов. Тем не менее разнообразные истолкования идейного смысла романа дают возможность прочитать его как бы разными глазами и сделать вывод о том, какова могла быть реакция на роман в читательской среде.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library