Цель данной статьи – кратко очертить важные аспекты физиогномики как части науки о человеке в контексте современных гуманитарных наук. Учение о портрете стремится раскрыть и выявить глубинную связь между внешностью и личностью человека, открывая путь литературе, живописи, пластическим искусствам, семиотике, этнологии, паралингвистике, психолингвистике, социолингвистике. Методология и научные инструменты физиогномики применяются в современной науке о литературе. У истоков физиогномики – работы итальянского философа-гуманиста и естествоиспытателя XVI в. Дж. Делла Порта, оказавшие влияние на формирование гуманитарных наук, основы которых были заложены итальянским Возрождением. В своих работах Делла Порта опирается на тексты греческих, римских, арабских, средневековых авторов и своих современников. Трактаты ученого-гуманиста вдохновили исследования Лафатера (1772), повлияли на возникновение френологии Галля (1810), отца современной нейропсихологии и когнитивных нейронаук, внесли вклад в рождение криминальной антропологии Ломброзо. Физиогномика, которую в эпоху позитивизма считaли псевдонаукой, ставит своей целью составление психологического и нравственного портрета человека на основании его наружности, предполагая существование глубинной связи между телом и душой, внешним и внутренним. Она оказала влияние на работы многих художников, прежде всего, портретистов, начиная с эпохи Возрождения, в том числе и на карикатуры XVIII в. и более поздних эпох, а также на литературу, в частности, XIX столетия – Бальзака, Мандзони, Мастриани и др.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library