Литературоведение
Статья представляет собой опыт аналитического описания художественного дискурса, запечатлевшего хронику многолетнего военного противостояния Российской Империи и Оттоманской Порты. Автор преследует цель проследить логику оценочной динамики, характерной для отечественной литературной традиции в восприятии и отражении событий русско-турецких войн. Материалом статьи послужил достаточно объемный корпус художественных и публицистических текстов, наиболее полно и наглядно представляющих широту диапазона и вариативность аксиологических установок участников национального литературного процесса XVI–XIX вв., откликнувшихся на эти события. В их числе такие знаковые для русской интеллектуальной и художественной культуры имена, как М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.Ф. Вельтман, А.А. Бестужев-Марлинский, М.П. Погодин, Н.А. Некрасов, А.Н. Плещеев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, В.М. Гаршин и мн. др. В результате автор приходит к выводу о том, что четырехвековая (без малого) история русско-турецких войн дала богатый материал для творческих инициатив русских писателей и существенно повлияла на развитие отечественного литературного процесса. Оперативно реагируя на события многочисленных военных конфликтов, художественная литература продуцировала и наглядно демонстрировала идеологические и аксиологические приоритеты общественного сознания в ракурсе их исторической динамики. Общая логика развития темы русско-турецкого противоборства получила непосредственное выражение на уровне поэтики художественного творчества. Соотнося ранние литературные опыты осмысления и изображения военных конфликтов, можно наблюдать общее движение от общего – к частному, от коллективного – к индивидуальному, от прямой оценочности – к сложным этическим коллизиям. По мере развития художественного сознания картины масштабной баталистики сменяются очерками внутренних переживаний, внешний ракурс изображения событий уступает место ракурсам психологическому и экзистенциальному. Восприятие войны постепенно, но все более отчетливо предстает через призму персонального сознания автора и его героя и воспринимается как личностно пережитой и осмысленный опыт.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека