Статья посвящена чрезвычайно плодотворной “встрече&8j1; современной теории литературы с традиционной еврейской герменевтикой, произошедшей в американском литературоведении в 1980-е и 1990-е годы Американские постструктуралисты стремились не только прочитать еврейские источники с помощью оптики новой теории чтения, основанной на идеях Ж. Деррида и Р. Барта, но и увидеть в раввинистической герменевтике актуальный источник моделей, образов и терминов для современной теории текста. Анализ подходов С. Хандельман, Х. Блума, Д. Боярина показывает, что для них термины каббалы, техника мидраша и раввинистическое представление о роли интерпретатора, о традиции и новаторстве, стабилизации и деформации канона стали инструментами для разрешения проблем современной теории литературы. Для этих авторов на первое место вышла проблема продолжения традиции в ситуации разрыва с традицией и проблема ситуации теоретика на границе двух миров. Можно говорить о стремлении в постструктурализме к тройному прочтению традиционных еврейских текстов: одновременно как сакральных текстов, как объектов научного изучения и как «современных» теоретических текстов. В свою очередь тексты современной теории читаются американскими постструктуралистами как продолжение древней традиции.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library