В статье рассматривается метрический репертуар стихотворений Г.Р. Державина в подготовленном им самим собрании сочинений (Ч. 1–4. СПб., 1808; Ч. 5. СПб., 1816). Статистический анализ метрики стихотворений в первых трех частях и в пятой части (ч. 4, в которой собраны драматические произведения, не рассматривалась) показывает, что в творчестве Державина сосуществуют две тенденции. С одной стороны, большое количество стихотворений написано привычными размерами, такими как Я4 или Х4, при этом статистически количество стихотворений, написанных такими “обычными” размерами, совершенно не совпадает с общими тенденциями времени. Можно предположить, что с точки зрения распределения размеров по количеству стихов Державин опережает свое время. С другой стороны, метрические эксперименты – также не редкость в “Сочинениях”. Поэт использует разностопные ямб и хорей, довольно часто у него встречаются редкие в конце XVIII – начале XIX в. трехсложные размеры, в каждом томе есть полиметрические композиции. Встречаются и более радикальные эксперименты – например, несколько логаэдов или произведения, в которых имитируется античная метрика, однако не вполне последовательно, что приводит к появлению таких текстов, как “Полигимнии”, размер которых в итоге совпадает с тактовиком. В “Сочинениях” собраны далеко не все стихотворения Державина, а лишь те, которые он хотел представить публике. Этот корпус текстов был лучше всего известен его читателям, в том числе читателям-поэтам, и включенные в него произведения, в том числе с точки зрения выбора размеров и их распределения по объему стихов, могли оказать наибольшее версификационное влияние на дальнейшее развитие русской поэзии.
В статье анализируется строфика стихотворений Г.Р. Державина на материале подготовленного им самим собрании сочинений (Ч. 1–5, 1808–1816). В научной литературе его творчество обычно показано или как полное экспериментов, или как легко вписывающееся в современный ему контекст. Анализ корпуса стихотворений уточняет это представление в отношении строфики. С одной стороны, поэт действительно выбирает для многих произведений “обычные”, предсказуемые строфы (например, катрены или 8-стишия). Хотя многими популярными строфами у Державина написано не так уж много произведений, неудивительно, что его творчество во многом ассоциируется именно с ними. К примеру, именно оды “Бог” и “Фелица”, написанные одическими децимами, являются одними из визитных карточек поэта, хотя в целом на долю этой строфы приходится всего чуть больше 7% стихотворений, или 12% стихов. С другой стороны, от 5% до 25% произведений, написанных какими-либо одинаковыми строфами, выделяются среди остальных по какому-либо параметру: это может быть сам по себе выбор редкой строфы, необычная рифмовка, нестандартное сочетание строфы и размера. При этом многие виды приемов, с помощью которых Державин создает необычность строфы, повторяются и поддаются классификации. Соответственно, в творчестве поэта находится место и “традициям”, и экспериментам – последних у него действительно достаточно много, хотя даже в разных строфах они часто довольно однотипны.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека