Статья посвящена анализу двух ключевых романов американского писателя Дж. Керуака – “OntheRoad&8j1; (“В дороге&8j1;) и “TheDharmaBums&8j1; (“Бродяги Дхармы&8j1;). Авторы ставят своей целью выявить и описать функционирование в этих произведениях специфических жанровых черт романа воспитания, обусловленные созвучием с идеями дзэн буддизма, а также показать, что роман “В дороге&8j1; демонстрирует в картине мире Керуака до его знакомства с дзэн буддизмом “встречное течение&8j1;, это увлечение подготовившее. Анализируя тексты указанных произведений через призму дзэн буддистских принципов, исследователи выделяют следующие характерные для Керуака как представителя Бит-поколения идеи: непривязанности, спонтанности, позиции человека как наблюдателя, отрешившегося от своей индивидуальности, Пути как самостоятельной ценности, “дзэнской бедности&8j1;, двуединства безумия и мудрости, а также экстатического переживания сиюминутности бытия, близкого к понятию “сатори&8j1; в дзэн. Перечисленные элементы битническо-дзэнской культуры любопытным образом вписываются в жанровую парадигму романа воспитания, точнее, такой его разновидности, как роман-становление, который трансформируются, приобретая новаторские черты: романы Керуака написаны от первого лица и лишены оценки поведения героя, типичного для классических форм воспитательного романа, повествующего от третьего лица; их герои не принуждаются внешними обстоятельствами переживать испытания, но сами выбирают бесприютную жизнь, события которой формируют их; переосмыслена роль наставника, авторитет которого не связан с его возрастом и статусом, герои учатся попеременно друг у друга, а возраст и социальное положение не имеют значения.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека