В статье рассматривается мифологическая аллюзия на эстетику бога Аполлона в повести «Аполлон и Тамара» М.М. Зощенко. Аллюзия соотносима с аполлонизмом Ф. Ницше и мифологической семантикой, сформированной вокруг образа бога Аполлона. Отмечается, что в повести можно увидеть авторскую проверку ницшеанской идеи: одновременно с обнажением неприглядности реальной жизни происходит крах прекрасных иллюзий. Кроме того, сюжет музыкального состязания Аполлона Перепенчука и Беленького, вероятно, напоминает мифологический сюжет об Аполлоне и Марсии/Дионисе, эта сюжетная реминисценция в определенной степени отражает тенденцию взаимопроникновения либо конкуренцию в культуре, и за эстетической антитезой скрыто социально-культурное противопоставление: аристократическая и массовая культура, классическое и современное. Следует также отметить, что в повести аполлонизм и дионисизм отражают проблему несовместимости понятий «я» и «мы», индивидуализма и коллективизма.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации