Postgraduate Student of the Department of Russian literature, Junior Researcher at the Research laboratory “Russian Classics: Axiological Basis and the World Context”
Postgraduate Student of the Department of Russian literature, Junior Researcher at the Research laboratory “Russian Classics: Axiological Basis and the World Context”
Статья посвящена анализу ранее не отмеченной связи очерка Г.И. Успенского «Выпрямила» (1885) и рассказа З.Н. Гиппиус «Богиня» (1893). Отправной точкой исследования является парадоксальный тезис Т.В. Дячук о влиянии личности и творчества Успенского на эстетические и религиозные искания мыслителей Серебряного века. В ходе анализа произведения З.Н. Гиппиус установлено, что в основе связи между двумя текстами — образ главной героини рассказа, созданный путем постепенного «насаливания» ассоциаций со статуей Венеры. Отмечается также, что ключевыми характеристиками этого образа, как и образа статуи Венеры Милосской в очерке Успенского, является визуальность и сакральность. Анализируется образ главного героя, основные черты которого (отсутствие имени, подчеркнуто «зрительское» поведение по отношению к героине и переживаемый в ходе развертывания сюжета эффект «выпрямления») обнаруживают связь рассказа с очерком «Выпрямила». Описываются и иные многочисленные совпадения, присутствующие в тексте Гиппиус на лексическом, образном и смысловом уровнях. Ключевым приемом, оказывающим влияние на структуру рассказа «Богиня», является прием qui pro quo: совершается катастрофическая для героя подмена «богини» «обыкновенной барышней». Сделан вывод о том, что функционирование текста-источника в рассказе имплицитно: идеи и образы очерка «Выпрямила» были восприняты Гиппиус как родственные и, трансформированные, воплощены в собственном тексте без установки на узнавание их читателем и/или полемику с произведением Успенского.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation