В статье анализируется история понятия ‘гротеск’, основные этапы осмысления и теоретизации ‘гротескного’ и ‘гротескно-комического’ в соответствии с доминирующими концепциями мимесиса и миметического. Гротеск актуализирует проблему реальности и фантастики в искусстве; соотношения классического верифицируемого знания и неофициальной науки. Гротеск подвергает испытанию аристотелевскую теорию мимесиса, повествуя не о том, что было (как это делает историография) и не о том, что могло быть (как это делает эпос, трагедия, комедия), а о том, чего быть не могло: о сочетании несочетаемого, о соединении несоединимого, о невозможных, невероятных, немыслимых гибридах. Гротеск акцентирует проблему тела и телесности; эффект фантастического в представлении о реальном и значение топографических реалий в фантастическом нарративе.
Indexing
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation