В статье рассматривается проблема феномена персонажа драматических произведений Чехова, по нашему мнению, как это ни странно, аналога персонажа его художественной прозы. Аналога в том отношении, что персонаж чеховской драматургии состоит в том же онтологическом и эстетическом статусах, что и персонаж его художественной прозы, ему присущ тот же модус бытия – экзистенция, те же объективные и субъективные факторы личного его бытия, он имеет ту же склонность подменять реальное существование виртуальным, в результате чего он испытывает внутренний кризис (драматическая вина), но в конечном счёте благодаря жизненному опыту он обретает своё «я», что нивелирует его драматическую вину. Само понятие «вина» персонажа в условиях его зависимости от объективных факторов в значительной мере формализуется. И в драматических произведениях Чехова имеет место сюжет «истории души человеческой», воплощённый, однако, в множество сюжетных линий, каждая из которых имеет одинаковую структуру, а именно, план драматический и план эпический при ведущей роли последнего. Такая структура сюжета пьес Чехова обусловила особенности их композиции и жанровую их специфику (ироническая драма). Вывод: персонаж художественных произведений Чехова по своему эстетическому статусу – иронический герой. Материал статьи исследуется в историко-литературном контексте.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации