В работе рассматривается семантика и прагматика оценочных (уменьшительных и увеличительных) суффиксов в разных жанрах русского языка и в фольклоре.
На материале русского литературного языка и разговорной речи рассматривается малоисследованный вопрос о вторых репликах – ответах в диалогах типа: – Куда едешь? – В Крым. Ответ настолько связан с вопросом по смыслу и по форме, что его нельзя считать особым речевым актом: это часть одного сложного речевого акта. Отсюда следует, что кроме простых речевых актов (“сообщение&8j1;, “обещание&8j1;, “угроза&8j1; и т.д.) есть сложные речевые акты. Этот класс речевых актов предлагается именовать термином “парные речевые акты&8j1;, близким к термину представителей дискурсного анализа – “смежная пара&8j1; (adjacency pairs). Основное внимание обращено на анализ двух классов парных речевых актов – “вопросо-ответный&8j1; и “побудительно-ответный&8j1;. Описываются их синтаксические, семантические и прагматические особенности, их место в системе речевых актов, их отношение к системе речевых и литературных жанров русского языка. Кроме исследования текстового материала широко применяется метод лингвистического эксперимента и его разновидности – языковой игры. В особом разделе рассматриваются нестандартные, неканонические парные речевые акты: 1) с экзаменационными (проверочными) вопросами, 2) с “ответами не по существу&8j1;, 3) с непрямыми (косвенными) ответами. В заключительном разделе работы даётся краткое описание случаев, когда парный РА сопровождается другими репликами, тесно связанными с ним по смыслу (– Куда едешь? – В Крым. – Напрасно!).
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека