В статье показано, что художественному миру “Вия” свойственна тотальная структурная деформация характерных для “нормального” мира отношений между элементами: соединение несоединимого, разделение неразделимого. Реализация последнего свойства в сюжете включает в себя, в частности, отторжение души от тела. Снятие границ между противоположностями затрагивает соотношение между жизнью и смертью, а также агрессором и жертвой, которые гибнут только вместе. Прослеживается аналогия пушкинского скульптурного мифа в “Вие”, где происходит как омертвление живого, так и активизация мертвенного. Попутно сделан ряд новых наблюдений по поводу мотивов слова и взгляда в “Вие”.
Обсуждается набросок плана пушкинского произведения, известный под условным названием “Сын казненного стрельца”. Показано, что есть основания рассматривать его как самостоятельный миниатюрный текст, обладающий собственной художественной структурой. Ее анализ позволяет продвинуться в изучении идейной структуры ненаписанного произведения, планом которого он является. Ключевыми структурными элементами являются наличие архетипической схемы, основанной на библейском сюжете о Каине и Авеле, а также присутствие мотива деидентификации как в личном, так и социальном отношении. Это касается потенциального отказа Петра I от царского статуса во время Прутского похода, а также обмена участью между назваными братьями. Соответственно, восстановление царской милости по отношению к приемной семье стрелецкого сына, вероятно, включало бы его потенциальное согласие на обратный обмен участью. В результате выявляется мифологический пласт замысла, связанный с категориями нарушения и восстановления порядка. Обнаружены анаграмматические построения, особенно заметные на фоне малого объема текста.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library