Филология, литературоведение, сравнительное литературоведение
Поэма Спенсера “Королева фей&8j1; (1590/1596) часто упоминается среди источников современной литературы фэнтези. Однако научных работ, в том числе на русском языке, в которых разбирается эта связь, недостаточно. В статье демонстрируется, насколько тщательно Спенсер в “Королеве фей&8j1; разработал круг тем и приемов изображения “эльфийского народа&8j1;, четко вписав этот “этнос&8j1; в иерархическую модель мира. Поэт охарактеризовал разные “слои&8j1; и “культурные группы&8j1; эльфов – с их повадками, достоинствами и изъянами, привычными местами обитания, тягой к поэзии и волшебству, а также с бóльшей (относительно людей) предрасположенностью к одним видам добродетелей и меньшей – к другим. Более того, Спенсер сконструировал летописную историю эльфийского народа и подробно описал две хроники – человеческих (точнее – британских) деяний и эльфийских, – которые резко оттеняют друг друга. Таким образом, в ренессансной аллегорической поэме разработан вариант тех самых художественных компонентов (фантазийная этнография), наличие коих сегодня считается определяющим для жанра фэнтези. В статье уделяется внимание тем видоизменениям, которые внес Дж.Р.Р. Толкин в систему литературного описания волшебных народов. Ставятся вопросы о маньеристических отголосках в литературе фэнтези и о преемственности между “большой&8j1; и “массовой&8j1; литературами.
Популярной разновидностью плачей английского Возрождения являлись ламентации, фигурирующие в крупных произведениях в качестве поэтических вставок. Несколько вставных плачей имеется в поэме Спенсера “Королева фей”. Примечателен своеобразный цикл в 3 и 4 книгах поэмы, в котором предположительно 7 ламентаций. Учитывая существующие исследования, автор статьи по-новому рассматривает следующие отрывки: жалоба девы-воительницы Бритомарт (куртуазная жалоба, положившая начало всему циклу); плач нимфы Кимодокеи о ранениях ее сына и о лживости предсказаний (морская элегия); жалоба принца Артура (обличение ночи и злой судьбы); плач красавицы Флоримелы (жалоба узницы); три челобитные морской нимфы к богам с просьбой помочь ее сыну Маринеллу и его невесте Флоримеле. Указанный цикл вставных плачей, как и вся поэма “Королева фей”, написан спенсеровой строфой. В статье рассматриваются особенности спенсеровского вставного цикла плачей на фоне вставных поэтических циклов, созданных его современниками Ф. Сидни (“Старая Аркадия”) и У. Шекспиром (“Бесплодные усилия любви”).
Статья посвящена деятельности Российского общества байронистов в последние десятилетия. Особое внимание уделено освещению работы оргкомитета в 2020–2022 гг. по подготовке 47-го съезда Международной ассоциации байроновских обществ, проведение которого планировалось в 2022 г. Дается общая оценка современного состояния байроноведения, обсуждаются перспективы работы российских байронистов, связанные с актуальной проблематикой сравнительного литературоведения, историей интеллектуальной культуры и научной эдиции.
В современном англоязычном неовикторианском романе (А.С. Байетт, Питер Кэри, Мэгги Пауэр, Лора Фиш и др.) важная роль отводится отголоскам из английской поэзии XIX в. – и в частности, жанру “драматического монолога&8j1; (dramaticmonologue; индивидуально-авторский жанр, родоначальниками которого считаются Роберт Браунинг и Альфред Теннисон). В литературоведении нашего времени термином “драматический монолог&8j1; обозначают оформленную стихами речь персонажа, страдающего психическим расстройством и пытающимся соединить откровенность исповеди с искусством спора и соблазнений. Этот монолог обычно адресован другому персонажу – молчаливому собеседнику, перед которым говорящий в порыве красноречия обнаруживает неприглядные стороны своих извращенных проступков или своего характера. В викторианской поэзии XIX в. в драматическом монологе фигурировали те же маргинальные персонажи, которые заполоняли собой и сенсационные романы. В статье уделено внимание приемам включения драматических монологов в романы “Обладать&8j1; (1990) А.С. Байетт и “Странная мелодия&8j1; (2008) Лоры Фиш. Наряду с использованием объемных цитат из Р. Браунинга и Э. Баррет-Браунинг (XIX в.), авторы романов конца ХХ в. – начала XXI в. создают собственные, поэтические и прозаические, вариации драматических монологов. Особый исследовательский интерес вызывает сопоставление викторианских и неовикторианских художественных подходов к критериям “нормальности&8j1;, к механизмам оправдательной риторики, к приемам аргументации.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека