В статье анализируется полиметрический стих поэтического цикла Генриха Сапгира «Мемуары с ангелами в Красково». Статья состоит из пяти разделов. В первом разделе идет речь о метрической гетероморфности сапгировского стиха. Делается вывод, что при создании полиметрии Сапгир пользуется не столько метрами, сколько размерами, входящими в его метрический репертуар как «готовые» формы. Второй раздел посвящен тонической структуре «Мемуаров...», во многом обусловленной повторением одних и тех же разновидностей дольника. В третьем разделе говорится о свободном стихе, в малой мере присутствующем в сапгировском цикле. В четвертом разделе наводится общая статистика по метрам и анализируются способы их сочетаний. В пятом разделе рассматриваются фонические эффекты стиха «Мемуаров...», связанные с его полиморфной природой. Сапгир существенно расширяет возможности русского метрического стихосложения, вырабатывая особый тип полиметрии, оперирующей устойчивыми сочетаниями метров, вкраплениями тонического и свободного стиха, а также выразительными возможностями сверхкороткой строки. Важную роль в формировании стиха Сапгира играет графика текста, разбитого на синтагмы и отдельные слова, что приводит к возникновению вторичного ритма – ритма стихоразделов и звуковых повторов. Таким образом, один и тот же текст в зависимости от способа чтения может восприниматься и как метрический, и как тонический, и как свободный. Предложенная Сапгиром модель полиметрии представляет собой переходную форму стиха, постоянно отрицающего свою регулярность, но при этом функционирующего по вполне определенным законам. Такой стих может быть рассмотрен как современный этап эволюции русского метрического стихосложения.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation