На примере литературной судьбы драматурга Александра Шаховского (1777-1846) рассматривается проблема эволюции писательской репутации, а также пути и средства канонизации второстепенных писателей, различия между читательским и историко-литературным канонами. Выдающийся деятель русского театра 1800-х - начала 1820-х годов, популярный драматург, активный участник полемики “архаистов и новаторов“, Шаховской еще при жизни постепенно теряет ведущие позиции в театре и в литературе. Как показано в статье, причиной оказывается верность установкам архаистической идеологии, устаревшим к середине 1820-х годов, а также быстрое развитие русской комедиографии, во многом опиравшейся на достижения Шаховского, в частности, появление такого сильного прецедентного текста, как “Горе от ума“ Грибоедова. Писательское имя Шаховского-комедиографа канонизировал в читательском сознании Пушкин в “Евгении Онегине“. Отрывки из сочинений Шаховского до середины 1860-х годов включались в школьные хрестоматии, но постепенно его тексты выпадали из читательского канона, хотя без его творчества невозможно себе представить русский историко-литературный канон.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека