Ценностные основания посткапитализма: от "модуса обладания" к индивидуализму самореализующихся личностей?
Ценностные основания посткапитализма: от "модуса обладания" к индивидуализму самореализующихся личностей?
Аннотация
Код статьи
S013216250016429-4-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Давыдов Дмитрий Александрович 
Аффилиация: Институт философии и права УрО РАН
Адрес: Российская Федерация, Екатеринбург
Выпуск
Страницы
78-90
Аннотация

В статье поднимается вопрос о возможных ценностных основаниях посткапиталистического общества. Критикуются попытки ассоциировать посткапитализм исключительно с ценностями дружбы, сотрудничества, солидарности, добровольной деятельности на благо других и т.д. Избавление от материальной необходимости вело западные общества к углублению индивидуализма и распространению всевозможных практик самовыражения. По мере развития социальных медиа эти практики все чаще выливались в борьбу за привлечение внимания. Сегодня личности можно рассматривать как то, что «производится» (практики «самобрендинга»), конструируется, продвигается и масштабируется. Вместо ожидаемого «коммунизма знаний» и коммунитарных социальных ценностей (А. Горц) мы наблюдаем движение к еще большему индивидуализму, теперь в сфере творчества и самореализации (производства «нематериальных» благ), где удовольствие и престиж ассоциируются с привлечением внимания, с личностной исключительностью и медийным влиянием. Это говорит о том, что предлагаемых некоторыми теоретиками средств (полная автоматизация производства, выплата всем безусловного дохода и т.д.), для реализации эгалитарной версии посткапитализма может оказаться недостаточно.

Ключевые слова
посткапитализм, капитализм, постматериализм, социальные ценности, социализм, коммунизм, революция личности, творческая самореализация, социальные медиа, социальная революция
Классификатор
Получено
23.12.2021
Дата публикации
24.12.2021
Всего подписок
6
Всего просмотров
46
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S013216250016429-4-1 Дата внесения исправлений в статью - 23.12.2021
Цитировать Скачать pdf

Библиография

1. Бауман З. Текучая современность. СПб: Питер, 2008.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia. 2004.

3. Брегман Р. Утопия для реалистов. Как построить идеальный мир. М.: Альпина Паблишер, 2018.

4. Брукс Д. Бобо в раю. Откуда берется новая элита. М.: Ад Маргинем, 2013.

5. Ван Парайс Ф., Вандерборхт Я. Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики. М.: ВШЭ, 2020.

6. Давыдов Д.А. Революция личности, или Восхождение персоналиата // Полития. 2020. No. 4. С. 68–89. DOI: 10.30570/2078-5089-2020-99-4-68-89

7. Мейсон П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему. М.: Ад Маргинем, 2016.

8. Радаев В. Миллениалы: Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019.

9. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.: Логос, 2002.

10. Срничек Н., Уильямс А. Изобретая будущее: посткапитализм и мир без труда, М.: Strelka Press, 2019.

11. Тейлор Ч. Секулярный век. М.: ББИ, 2017.

12. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. СПб.: Владимир Даль, 2002.

13. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2009.

14. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008.

15. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

16. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2016.

17. Abidin C. Internet Celebrity: Understanding Fame Online, Bingley: Emerald Publishing, 2018.

18. Cirucci A.M. Facebook and Unintentional Celebrification, in, Abidin C., Brown M.L. (eds.) Microcelebrity around the Globe: Approaches to Cultures of Internet Fame, Bingley: Emerald Publishing, 2019. P. 33–47.

19. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society, Stanford: Stanford University Press, 1959.

20. Greenfield P.M. Linking Social Change and Developmental Change: Shifting Pathways of Human Development // Developmental Psychology. 2019. No. 2. P. 401–418. DOI: 10.1037/a0014726

21. Grinin L.E. Celebrities as a New Elite of Information Society // Social Evolution & History. 2012. No. 1: 124–153.

22. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Princeton: Princeton University Press, 1997.

23. Inglehart R. The Silent Revolution. Princeton: Princeton University Press, 1977.

24. Mavroudis J. Fame Labor: A Critical Autoethnography of Australian Digital Influencers // Abidin C., Brown M.L. (eds.) Microcelebrity around the Globe: Approaches to Cultures of Internet Fame, Bingley: Emerald Publishing, 2019. P. 83–95.

25. Senft T. Camgirls: Celebrity and Community in the Age of Social Networks (Digital Formations). New York: Peter Lang Publishing, 2008.

26. Twenge J. Generation Me: Why Today's Young Americans are More Confident, Assertive, Entitled - and More Miserable Than Ever Before. New York: Atria Books, 2014.

27. Twenge J.M. Campbell W.K. Freeman E.C. Generational Differences in Young Adults' Life Goals, Concern for Others, and Civic Orientation, 1966–2009 // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. No. 5. P. 1045–1062. DOI: 10.1037/a0027408

28. Twenge J.M. iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017.

29. Twenge J.M., Campbell W.K. Gentile B. Changes in pronoun use in American books and the rise of individualism, 1960-2008 // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. No. 3. P. 406-415. DOI: 10.1177/0022022112455100

30. Twenge J.M., Campbell W.K., Gentile B. Generational increases in agentic self-evaluations among American college students, 1966–2009 // Self and Identity. 2012. No. 4. P. 409–427. DOI: 10.1080/15298868.2011.576820

31. Uhls Y.T., Greenfield P. The Value of Fame: Preadolescent Perceptions of Popular Media and Their Relationship to Future Aspirations // Developmental Psychology. 2011. No. 2. P. 315–326. DOI: 10.1037/a0026369

32. Uhls Y.T., Zgourou E., Greenfield P.M. 21st century media, fame, and other future aspirations: A national survey of 9-15 year olds // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2014. No. 8(4). URL: https://cyberpsychology.eu/article/view/4322/3372 (дата обращения: ??? ). DOI: 10.5817/CP2014-4-5

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести