- Код статьи
- S013216250016972-2-
- DOI
- 10.31857/S013216250016972-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 12
- Страницы
- 91-100
- Аннотация
В статье выдвинут тезис, что личность постмодерна отлична от личности модерна и подобна личности премодерна. В отличие от современного социума типа Gesellschaft (общество) досовременный социум в понятиях Ф. Тённиса представляет собой Gemeinschaft – общность/сообщество. В общности индивид растворен в социальном окружении, его самость единосущна трансгенеративной самости группы – семьи, рода, тотема и т.п. Наиболее ярким примером этого является этнографически изученная социальность охотников и собирателей. В соответствии с принципом метаконтраста примитивный индивид, минимально отделенный от внешнего, максимально разделен внутренне: его личность/идентичность плюральна, что находит выражение в факте множественности имен и представлении о множественности душ каждого индивида. В силу этого, последнего следует рассматривать не как индивида, а как дивида. Таковыми можно считать не только архаических фуражеров, но и членов постиндустриального общества. Последние в противоположность цельной индивидуальности модерна согласно ряду социологических теорий и наблюдений не являются индивидуумами, обладая множественной идентичностью. В вытеснении индивидуальности дивидуальностью можно видеть одну из тенденций к обусловленной развитием информационно-коммуникационных технологий реархаизации социальности постмодерна, уподобляющейся тем самым социальности премодерна.
- Ключевые слова
- модерн, премодерн, постмодерн, общество, общность, индивид, дивид
- Дата публикации
- 24.12.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 228
Библиография
- 1. Бард А., Зодерквист Я. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб: СШЭ в СПб., 2004.
- 2. Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: НЛО, 2012.
- 3. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М.: Наука, 1983.
- 4. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М: Наука, 1988.
- 5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
- 6. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.
- 7. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: ВШЭ, 2014.
- 8. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.
- 9. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб: Европейский Дом, 2002.
- 10. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. М.: Академ. проект, 2008.
- 11. Ло Д. После метода: беспорядок и социальная наука. М.: Ин-т Гайдара, 2015.
- 12. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999.
- 13. Мейсон П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
- 14. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. М.: Российская энциклопедия, 1994.
- 15. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989.
- 16. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. М.: Наука, 1993.
- 17. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.
- 18. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. М.: Фонд Университет; СПб: Владимир Даль, 2002.
- 19. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.
- 20. Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012.
- 21. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986.
- 22. Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего. М.: Синдбад, 2018.
- 23. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Наука, 1971.
- 24. Шипилов А.В. «Свои», «чужие» и другие. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
- 25. Шипилов А.В. Диалектика социума. Опыт построения структурно-эволюционной модели социокультурного континуума. Воронеж: ЦЧКИ, 2003.
- 26. Шипилов А.В. Труд и быт российского крестьянства первой половины XVIII века. Воронеж: ВГПУ, 2016.
- 27. Эриксен Т.Х. Что такое антропология? М.: ВШЭ, 2014.