- Код статьи
- S013216250017245-2-
- DOI
- 10.31857/S013216250017245-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 12
- Страницы
- 101-112
- Аннотация
Рассматривается влияние семьи и социального контекста на формирование старта научной карьеры в связи с проблематикой воспроизводства профессиональных групп в сфере науки и технологий. Анализ опирается на социально-конструкционистскую методологию. На данных нарративно-структурированных биографических интервью с учеными естественнонаучных дисциплин сравнивается влияние социального контекста и семьи на успешный карьерный старт представителей различных поколений в 1970–1980-е, 1980–1990-е и 1990–2000-е гг. Показана эволюция этого процесса от определенной согласованности и независимости к росту значимости поддержки семьи в кризисных условиях, ее реконструирующей функции в отношении статуса сферы научной деятельности.
- Ключевые слова
- профессиональная карьера, наука и технологии, молодые ученые, карьерный старт, социальный конструкционизм
- Дата публикации
- 24.12.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 6
- Всего просмотров
- 184
Библиография
- 1. Аблажей А.М. Поколения в науке: опыт эмпирического анализа // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 2. С. 47–56.
- 2. Ащеулова Н.А., Душина С.А. Академическая карьера молодого ученого в России // Инновационная экономика. 2012. № 7. С. 60–68.
- 3. Винокурова Н.А. Молодежь в науке: мотивации, взгляды, жизненные стратегии // Народонаселение 2016. № 4. (74). С. 113–122.
- 4. Герген К.Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. А.А. Киселева, Ю.С. Вовк. Xарьков: Гум. Центр, 2016.
- 5. Иванченко О.С. Молодые ученые в России и проблемы их профессионализации в научно-исследовательском дискурсе // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 6. С. 99–110. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.6.7
- 6. Кошовец О.Б., Фролов И.Э. «Прекрасный новый мир»: о трансформации науки в технонауку // Эпистемология и философия науки 2020. Т. 57. № 1. С. 20–31. DOI: 10.5840/eps20205712
- 7. Лекторский В.А., Труфанова Е.О. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке // Человек. 2019. Т. 30. № 1. С. 102–124. DOI: 10.31857/S023620070003025-4
- 8. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий. история, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. C. 36–46
- 9. Пирожкова С.В. Наука как культурный феномен и социокультурный проект // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 5. С. 425–433. DOI: 10.31857/S0869587320050096
- 10. Подвойский Д.Г. Лабиринтами Матрицы: осваивая социальный конструкционизм // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 60—92. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.1644
- 11. Попова И.П. Исследования карьеры: ресурсы междисциплинарности в социологической перспективе // Социологические исследования. 2020. № 12. C. 18–30. DOI: 10.31857/S013216250013019-3
- 12. Попова И.П. Профессиональная карьера в сфере науки и технологий – к проблеме устойчивости // Социологические исследования. 2017. № 12. C. 124–134. DOI: 10.7868/S0132162517120133
- 13. Пузанова Ж.В., Троцук И.В. Нарративный анализ: понятие или метафора? // Социология: 4М. 2003. № 17. С. 56–82.
- 14. Рождественская Е.Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом интервью // Cоциология: 4М. 2010. № 30. С. 5–26.
- 15. Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. №3. С. 38–61
- 16. Bertaux D., Delcroix С. Case histories of families and social processes. Enriching sociology // The Turn to Biographical Methods in Social Science. Comparative Issues and Examples/ Ed. by Chamberlayne P., Bornat J., Wengraf T. 2000.
- 17. Cardenal E. Biography and Story in Sociological Analysis. The Contribution of the BNIM (Biographic-Narrative Interpretive Method) School // Revista Española de Investigaciones Sociológicas. 2016. No. 155. P. 55–71. Doi:10.5477/cis/reis.155.55
- 18. Chudzikowski K., Gustafsson S., Tams S. Constructing alignment for sustainable careers: Insights from the career narratives of management consultants // Journal of Vocational Behavior. Т.117. March 2020. No.article 103312.
- 19. Cohen L., Duberley J., Mallon M. Social constructionism in the study of career: Accessing the parts that other approaches cannot reach // Journal of Vocational Behavior. 64 (2004). P. 407–422.
- 20. Cohen L., Duberley, J. Three faces of context and their implications for career: A study of public sector careers cut short // Journal of Vocational Behavior. 2015. 91. P. 189–202
- 21. Hall R. The Social Construction of the Professions // Sociology of work and occupations. 1979. Vol. 6. No. 1. P. 124–126.
- 22. Kojevnicov A. The Phenomenon of Soviet Science. Osiris. 2008. 23(1): 115–135. DOI: 10.1086/591871
- 23. Mayrhofer W., Meyer M., Steyrer J. (2007). Contextual issues in the study of careers // Gunz H., Peiperl M. (eds) Handbook of career studies. Los Angeles, CA: SAGE. P. 215−241
- 24. Patton W., McMahon M. Career Development and Systems Theory Connecting Theory and Practice. 3rd Edition. Sense Publishers Rotterdam, Boston, Taipei. 2014
- 25. Ribeiro M.A. Contemporary patterns of career construction of a group of urban workers in São Paulo (Brazil). 2015. Journal of Vocational Behavior No. 88. P. 19–27. http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2015.02.008
- 26. Wengraf T. Qualitative Research Interviewing: Biographic Narrative and Semistructured Methods, Sage, Thousand Oaks, CA, .2001.
- 27. Young R.A., Collin A. Introduction: Constructivism and social constructionism in the career field // Journal of Vocational Behavior. 2004. Vol. 64. No. 3. P. 373–388. DOI:10.1016/j.jvb.2003.12.005