RAS History & PhilologyИзвестия Российской Академии наук. Серия литературы и языка Izvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka

  • ISSN (Print) 1605-7880
  • ISSN (Online) 2413-7715

Yuly Aykhenwald in the debate about the theatre. Article two

PII
S1605788025020017-1
DOI
10.31857/S1605788025020017
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume 84 / Issue number 2
Pages
5-22
Abstract
The article examines, for the first time ever, in detail the attitude to aesthetic views on the theatre of the critic Yuly Isaevich Aykhenwald (1872–1928) in discussions that flourished after the October revolution of 1917. The polemic inertia is analysed and it is shown that it was conditional on the polemics of the 1900–1910s. It is demonstrated how the purely aesthetic assessments typical of such theatrical figures as Aleksandr Tairov, Aleksandr Kugel, Sergei Radlov, Pavel Gaideburov were in Soviet times gradually replaced by ideological and political assessments (publications by Yakov Brookson, Emmanuel Beskin, Platon Kerzhentseva et al.). This trend was especially strong in the early 1930s triggered by the exposure of the “Gvozdev school” of theatre studies. The article brings to the front the standpoint of Aykhenwald himself in the first post-revolutionary decade and the degree of his participation in the theatrical life of Moscow and Berlin after his expulsion on the “philosophical steamer” in 1922.
Keywords
Ю.И. Айхенвальд театральная критика 1920–1930-х годов отрицание театра театральные дискуссии разоблачение «гвоздевской школы» театроведения В.Г. Сахновский Н. Евреинов
Date of publication
19.09.2025
Year of publication
2025
Number of purchasers
0
Views
25

References

  1. 1. Таиров А. Записки режиссера. М.: Издание Камерного театра, 1921. 189 с.
  2. 2. Волков Н. [Рец.] Книга Таирова (Александр Таиров. Записки режиссера. М., 1921. Издание Камерного Театра. Стр. 189. Цена не обозначена) // Культура театра. 1922. № 1–2. С. 58–61.
  3. 3. Любош С. (Любошиц С.Б.). Отрицание театра // Жизнь искусства. Еженедельная газета. 1919. № 205–206. 2–3 августа. С. 1.
  4. 4. Любош С. (Любошиц С.Б.). На путях утверждения театра // Жизнь искусства. Еженедельная газета. 1919. № 198. 25 июля. С. 2.
  5. 5. К. Мастерство театра. Временник Камерного театра. № 1. Издание Русского Театрального Общества // Вестник работников искусств. 1923. № 5–6. С. 96–97.
  6. 6. Тамарин Н. (Датешидзе Н.Ф.). Лекция К.И. Арабажина // Театр и Искусство. 1916. № 7. С. 136.
  7. 7. Витвицкая Б. Классное сочинение Ю.М. Юрьева // Театр и Искусство. 1916. № 50. С. 1012–1013.
  8. 8. Крыж. [Рец.] А.Р. Кугель (Homo Novus). Утверждение Театра. Стр. 237. Петербург. 1923 // Музыка и театр. 1923. № 4. С. 10.
  9. 9. Homonovus (Кугель А.Р.). Заметки // Театр и Искусство. 1912. № 51. С. 1022–1024.
  10. 10. Homonovus (Кугель А.Р.). Заметки // Театр и Искусство. 1913. № 51. С. 1059–1061.
  11. 11. Россов Н.П. Современные «Гамлеты из партера» // Рампа и жизнь. 1912. № 40. С. 6–7.
  12. 12. Россов Н.П. Современные «Гамлеты из партера» // Рампа и жизнь. 1912. № 41. С. 3–5.
  13. 13. Гнедич П.П. Письма о современном театре. Письмо первое // Театр и Искусство. 1913. № 6. С. 136–139.
  14. 14. Кугель А.Р. (HomoNovus). Утверждение театра. Пг.: Издательство журнала «Театр и Искусство», 1923. 208 с.
  15. 15. Червяков Н.А. Революция и реакция: два пути в русской философии театра начала ХХ в. // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2023. № 1. С. 19–34.
  16. 16. Гайдебуров П.П. Театр нашего времени // Записки Передвижного Общедоступного Театра. 1923. № 66. С. 1–4.
  17. 17. Радлов С. Статьи о театре: 1918–1922. Пг.: Центральное кооперативное издательство «Мысль», 1923. 93 с.
  18. 18. Бардовский А. [Рец.] Сергей Радлов. Статьи о театре. 1918–1922. Пг.: Мысль, 1923. Стр. 93 // Записки Передвижного Общедоступного Театра. 1923. № 60. С. 7–8.
  19. 19. В.В. О театре. Сборник Тверского издательства, 1922 // Вестник работников искусств. 1923. № 5–6. С. 97.
  20. 20. Эйхенгольц М. О репертуаре и технике // Вестник театра. 1919. № 30. С. 4–5.
  21. 21. Керженцев П.М. Творческий театр. Пбг.: Государственное изд-во, 1920. 172 с.
  22. 22. Бруксон Я. Проблема театральности (Естественность перед судом марксизма). Пг.: Издательство «Третья стража», 1923. 59 с.
  23. 23. Тахо-Годи Е.А. «Естественный символизм» Юлия Айхенвальда (к вопросу об эстетическом методе) // Русская литература и журналистика в предреволюционную эпоху: формы взаимодействия и методология анализа: коллективная монография / Отв. ред. и сост. А.А. Холиков, при участии Е.И. Орловой. М.: ИМЛИ РАН, 2021. С. 188–203.
  24. 24. Бруксон Я. Театр Мейерхольда. М.; Л.: Издательское товарищество «Книга», 1925. 135 с.
  25. 25. Бескин Э.М. На новых путях. (Обрывки мыслей) // О театре. Тверь: 2-я гостипография, 1922. С. 8–32.
  26. 26. Бескин Э.М. Пути и формы нового театра // Вестник работников искусств. 1920. № 2–3. С. 9–16.
  27. 27. Бескин Э.М. Самоотрицание буржуазного театра // Вестник театра. 1921. № 80–81. С. 2–3.
  28. 28. Айхенвальд Ю.И. Особое мнение. К 100-летию рождения Ф.М. Достоевского // Вестник литературы. 1921. № 10 (34). С. 1–2.
  29. 29. Мейерхольд В., Бебутов В. Театральные листки. II. Одиночество Станиславского // Вестник театра. 1921. № 89–90. С. 2–3.
  30. 30. Браун Я. Театр и мещанство // Мастерство театра. 1923. № 2. С. 62–66.
  31. 31. Мазинг Б. Литература о кино // Жизнь искусства. 1924. № 33. С. 16.
  32. 32. [Б.п.] По гранкам печати. К спорам о театре // Вестник работников искусств. 1925. № 8. С. 12.
  33. 33. [Б.п.]. В помощь зрителю // Театральный Ленинград. Еженедельные программы театров. 1960. № 16 (598). 13–19 апреля. С. 12.
  34. 34. Мишеев Н. Несколько слов о театральном образовании // Вестник Театра и Искусства (Орган Петроградского Отдела Союза Работников Искусства). 1922. № 9. 31 января, 1–2 февраля. С. 1.
  35. 35. Глаголин Б. Жизнетворчество театра // Театр. Литература. Музыка. Балет. Графика. Живопись. Кино. 1922. № 8–9. 4 ноября. С. 8–11.
  36. 36. Лейтес А. Троцкий, как критик // Театр. Литература. Музыка. Балет. Графика. Живопись. Кино. 1922. № 8–9. 4 ноября. С. 6–7.
  37. 37. Астров Ив. О методе исследования театра // Новый зритель. 1929. № 8. С. 3.
  38. 38. Всеволодский-Гернгросс В. Открытое письмо // Рабочий театр. 1932. № 5. С. 8–9.
  39. 39. Рафалович В. Самокритический дым Всеволодского-Гернгросса // Рабочий театр. 1932. № 5. С. 9–11.
  40. 40. Рафалович В. О ленинградской школе буржуазных театроведов // Рабочий театр. 1932. № 19. С. 5–7.
  41. 41. Максимов В.И. Другое театроведение: метод Л.С. Выготского // Максимов В.И. Театр XX–XXI веков. Теория. Режиссура. Критика. СПб.: Чистый лист, 2019. С. 178–189.
  42. 42. Сердечная В.В., Жаткин Д.Н. Проблемы русской театральной рецепции Шекспира в критике Ю.И. Айхенвальда // Научный диалог. 2024. Т. 13. № 1. С. 256–273.
  43. 43. А.Ж. О романтическом начале театра // Рампа и жизнь. 1917. № 9. С. 6.
  44. 44. В.Г. Сахновский в Художественном театре (1926–1945). Театральный роман в письмах и дневниках. Приложение: Дело № 3458 / Публ., вступ. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 5 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 495–681.
  45. 45. Г-ъ. Московский центральный рабочий кооператив и театр // Вестник театра. 1919. № 34. С. 11.
  46. 46. [Б.п.] Дом народа им. Достоевского // Вестник театра. 1919. № 31–32. С. 13.
  47. 47. [Б.п.] В ТЕО. Государственном институте декламации // Вестник театра. 1919. № 42. С. 11.
  48. 48. [Б.п.] Гис // Вестник театра. 1920. № 69. С. 14.
  49. 49. [Б.п.] Студия «Молодые мастера» // Вестник театра. 1919. № 42. С. 11.
  50. 50. [Б.п.] В студии «Молодые мастера» // Вестник театра. 1920. № 68. С. 15.
  51. 51. [Б.п.] Утро героической трагедии // Вестник театра. 1919. № 38. С. 13.
  52. 52. [Б.п.]. Новости-Кино // Обозрение театров. 1921. № 3. С. 9.
  53. 53. Айхенвальд Ю. [Рец.] Искусство старое и новое. Сборник под ред. Конст. Эрберга. Пбг.: «Алконост», 1921 // Культура театра. 1921. № 7–8. С. 77–81.
  54. 54. Тахо-Годи Е.А. Россия и Европа: Юлий Айхенвальд об историософии Ф.М. Достоевского // Философский журнал // Philosophy Journal. 2022. Т. 15. № 4. С. 123–135.
  55. 55. Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Руль. 1928. № 2346. 15 августа. С. 2–3.
  56. 56. История одной полемики. Переписка Юлии Сазоновой с Николаем и Анной Евреиновыми. 1937–1954 / Публ., вступ. статья, примеч. К. Триббла // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 3 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. C. 311–329.
  57. 57. Айхенвальд Ю. Что такое театр? // Сегодня. 1924. № 142. 28 июня. С. 2.
  58. 58. Д. Влад. «Искусство и театр» (доклад М.Л. Мандельштама) // Руль. 1924. № 1071. 14 июня. С. 6.
  59. 59. Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Театралис, 2016. 704 с.
  60. 60. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. Т. 2 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2011. 688 с.
  61. 61. Айхенвальд Ю. Литературные заметки // Руль. 1928. № 2435. 28 ноября. С. 2–3.
  62. 62. Айхенвальд Ю. Вечер в театре // Сегодня. 1926. № 288. 21 декабря. С. 3.
QR
Translate

Indexing

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library