ОИФНИзвестия Российской Академии наук. Серия литературы и языка Izvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka

  • ISSN (Print) 1605-7880
  • ISSN (Online) 2413-7715

“Трудное приготовление к настоящему пути”, или в чем смысл “обыкновенной истории” в одноименном романе И. А. Гончарова

Код статьи
S241377150010952-0-
DOI
10.31857/S241377150010952-0
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 79 / Номер 4
Страницы
102-115
Аннотация

В статье рассматриваются разные стратегии прочтения романа Гончарова “Обыкновенная история&8j1;, которые сложились в литературно-критической и исследовательской практике. С самого начала во взгляде на это сочинение доминировала “реальная философия”, которая во многом видела в нем борьбу с бытовым романтизмом и рассматривала “Обыкновенную историю” как роман социальный, об “утраченных иллюзиях&8j1;. Не менее значимой была точка зрения, культивирующая в романе Гончарова “фламандство” как приятие мира во всем его многообразии. В дальнейшем укрепились концепции, рассматривающие “Обыкновенную историю” в свете поэтики “диалогического конфликта&8j1;, оказавшегося продуктивным в эпоху “натуральной школы”, и как опыт освоения европейской модели “романа воспитания&8j1; на русской почве. Автор статьи полагает, что в “Обыкновенной истории” Гончаров ставил перед собой и другие задачи, имеющие прямое отношение к насущной проблеме религиозного кризиса, который испытывало общество на пути смены старых, патриархальных институтов новыми моделями общежития, в которых жизнь земная и блага земные оказывались более важными (причем такие модели были научно объясняемы). Как внимательный и честный художник, Гончаров справедливо констатировал, что его современнику в новом социальном общежитии сложно и невозможно сохранить “младенческую веру”, без которой тем не менее человек не может оставаться человеком. Однако его роман был посвящен художественному изучению не только механизмов аннигиляции души, но и тех новых начал религиозного чувства, которые могут быть для современного человека источниками спасения. В этом плане для Гончарова был интересен опыт “Божественной Комедии” Данте, в центре которой оказывалась история человеческой души, оказавшейся в “темном лесу” современных пороков, казалось бы, без надежды на спасение. В статье смысл “обыкновенной истории” связывается не только и не столько с неизбежными во все времена возрастными превращениями, которые происходят с героем, или с утратой излишней романтической экзальтации, но с трансформацией человеческой души, доходящей как будто до пределов падения и надеющейся на “восстановление”.

Ключевые слова
Гончаров, “Обыкновенная история”, Данте, “Божественная Комедия”, сюжет спасения, религиозный кризис, роман
Дата публикации
29.09.2020
Год выхода
2020
Всего подписок
24
Всего просмотров
2364

Библиография

  1. 1. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 10. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 486 с.
  2. 2. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.: Художественная литература, 1980. 560 с.
  3. 3. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М.: Современник, 1980. 545 с.
  4. 4. Гончаров И.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 1997–...
  5. 5. Недзвецкий В.А. Слово о Гончарове // Гончаров: живая перспектива прозы. Науч. статьи о творчестве И.А. Гончарова. Bibliotheca Slavica Savariensis. 2012. T. XIII. С. 10–22.
  6. 6. Манн Ю.В. Философия и поэтика “натуральной школы” // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. С. 241–307.
  7. 7. Недзвецкий В.А. И. А. Гончаров – романист и художник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 175 с.
  8. 8. Отрадин М.В. “На пороге как бы двойного бытия…”: О творчестве И.А. Гончарова и его современников. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2012. 328 с.
  9. 9. Краснощекова Е.А. И.А. Гончаров: мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. 496 с.
  10. 10. Молнар А. Поэзия прозы в творчестве Гончарова. Ульяновск: Изд-во “Корпорация технологий продвижения”, 2012. 448 с.
  11. 11. Diment G. The Autobiographical Novel of Co-Consciousness. Goncharov, Woolf and Joyce. Gainesville, Florida, 1994. 220 р.
  12. 12. Краснощекова Е.А. Роман воспитания – Bildunsroman – на русской почве: Карамзин. Пушкин. Гончаров. Толстой. Достоевский. СПб.: Пушкинский фонд, 2008. 480 с.
  13. 13. Цвейг С. Статьи. Эссе. “Вчерашний мир. Воспоминания европейца”, М.: Радуга, 1987, 448 с.
  14. 14. Писарев Д.И. Литературная критика: В 3 т. Т. 1. Л.: Художественная литература, 1981. 384 с.
  15. 15. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
  16. 16. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1928 1958.
  17. 17. Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. Л.: Наука, 1981. 591 с.
  18. 18. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. Вып. 1. М.: Научное слово, 371 с.
  19. 19. Мельник В.И. Логика творчества И.А. Гончарова: к постановке проблемы // Два века русской классики. 2019. Т. 1. № 2. С. 110–143.
  20. 20. Беляева И.А. Сюжет спасения в русском классическом романе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. № 6. С. 44–52.
  21. 21. Назиров Р.Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Статьи и исследования разных лет. Уфа, Уфимский полиграфкомбинат, 2010. 408 с.
  22. 22. Беляева И.А. “Странные сближения”: Гончаров и Данте // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. Т. 66. № 2. С. 23–38.
  23. 23. Беляева И.А. И.А. Гончаров – романист: дантовские параллели. М.: МГПУ, 2016. 214 с.
  24. 24. Мельник В.И. И.А. Гончаров: Духовные и литературные истоки. М.: Изд-во МГУП, 2002. 282 с.
  25. 25. Шевырёв С.П. Дант и его век: Исследование о Божественной Комедии // Ученые записки Императорского Московского университета. 1833. Ч. 2, № 5. С. 307–363, № 6. С. 509–543; 1834. Ч. 3, № 7. С. 118–180, № 8. С. 336–373, № 9. С. 550–575.
  26. 26. Гончаров И.А. Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1955. 576 c.
  27. 27. Ильин В.Н. Продолжение “Мертвых душ” у Гончарова // Мастер русского романа: И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья. М.: Центр книги Рудомино, 2012. C. 322–361.
  28. 28. Ильин В.Н. “Тихий Мефистофель” (Гончаров как художник и как мыслитель) Этюды по философии русской литературы // Мастер русского романа И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья. М.: Центр книги Рудомино, 2012. С. 309–317.
  29. 29. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 20. Л.: Наука, 1980. 432 с.
  30. 30. Беляева И.А. Москва в жизни и в творчестве И.А. Гончарова: на пути от провинции к столице // Москва и “московский текстˮ. Москва в судьбе и творчестве русских писателей. Вып. 7. М.: МГПУ, 2013. С. 4–14.
  31. 31. Бочаров С.Г. Филологические сюжеты. М.: Языки славянских культур, 2007. 656 с.
  32. 32. Diment, G. The Autobiographical Novel of Co-Consciousness. Goncharov, Woolf and Joyce. Gainesville, Florida, 1994. 220 p. (In Engl.)
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека