- Код статьи
- S24137715S1605788025040079-1
- DOI
- 10.7868/S2413771525040079
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 84 / Номер выпуска 4
- Страницы
- 79-86
- Аннотация
- Статья посвящена анализу ранее не отмеченной связи очерка Г.И. Успенского «Выпрямила» (1885) и рассказа З.Н. Гиппиус «Богиня» (1893). Отправной точкой исследования является парадоксальный тезис Т.В. Дячук о влиянии личности и творчества Успенского на эстетические и религиозные искания мыслителей Серебряного века. В ходе анализа произведения З.Н. Гиппиус установлено, что в основе связи между двумя текстами — образ главной героини рассказа, созданный путем постепенного «насаливания» ассоциаций со статуей Венеры. Отмечается также, что ключевыми характеристиками этого образа, как и образа статуи Венеры Милосской в очерке Успенского, является визуальность и сакральность. Анализируется образ главного героя, основные черты которого (отсутствие имени, подчеркнуто «зрительское» поведение по отношению к героине и переживаемый в ходе развертывания сюжета эффект «выпрямления») обнаруживают связь рассказа с очерком «Выпрямила». Описываются и иные многочисленные совпадения, присутствующие в тексте Гиппиус на лексическом, образном и смысловом уровнях. Ключевым приемом, оказывающим влияние на структуру рассказа «Богиня», является прием qui pro quo: совершается катастрофическая для героя подмена «богини» «обыкновенной барышней». Сделан вывод о том, что функционирование текста-источника в рассказе имплицитно: идеи и образы очерка «Выпрямила» были восприняты Гиппиус как родственные и, трансформированные, воплощены в собственном тексте без установки на узнавание их читателем и/или полемику с произведением Успенского.
- Ключевые слова
- Г.И. Успенский З.Н. Гиппиус Венера Милосская символизм рецепция
- Дата публикации
- 01.04.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 6
Библиография
- 1. Пруцков Н.И. Глеб Успенский // История русской литературы: В 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. Т. 9. Ч. 1. URL: https://feb-web.ru/feb/irl/il0/il9/il9–275-.htm (дата обращения: 22.09.2024)
- 2. Дячук Т.В. Творчество Г.И. Успенского в историко-литературной перспективе: контекст и поэтика: монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2023. 348 с.
- 3. Гиппиус З.Н. Жизнь и литература // Гиппиус З.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2005. Т. 9. С. 291–298.
- 4. Гиппиус З.Н. Светлое озеро // Гиппиус З.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2001. Т. 3. С. 312–359.
- 5. Гиппиус З.Н. О литературной прозе // Гиппиус З.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2003. Т. 7. С. 347–354.
- 6. Гиппиус З.Н. Богиня // Гиппиус З.Н. Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2001. Т. 1. С. 297–314.
- 7. Успенский Г.И. Выпрямила // Успенский Г.И. Собр. соч.: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 10. Кн. 1. С. 246–272.
- 8. Зенкин С.Н. Imago in fabula. Интрадиегетический образ в литературе и кино. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 624 с.
- 9. Гиппиус З.Н. О пошлости // Собр. соч.: В 15 т. М.: Русская книга, 2003. Т. 7. С. 89–93.
- 10. Мережковский Д.С. Иваныч и Глеб // Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 227–246.
- 11. Успенский Г.И. Письмо А.В. Успенской от 10 мая 1872 г. // Успенский Г.И. Собр. соч.: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 13. С. 105–113.
- 12. Степанов А.В. Венера Милосская – «Выпрямила» (Анализ очерка Г. Успенского) // Русский язык в школе. 2013. № 10. С. 49–52.
- 13. Mondry H. Pure, Strong and Sexless: The Peasant Woman’s Body and Gleb Uspensky. Amsterdam; New York: Editions Rodopi B.V., 2006. 289 p.
- 14. Токарев Д.В. «Долго-долго смотрел на неё»: эротическое и идеологическое в визуальной метафорике рассказа Глеба Успенского «Выпрямила» // Новое литературное обозрение. 2020. Т. 165. № 5. С. 63–82. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoeliteraturnoe_obozrenie/165_nlo_5_2020/article/22687/ (дата обращения: 22.09.2024).
- 15. Дмитриевская Л.Н. Пейзажное живописное полотно как деталь в литературном произведении // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 72. № 8. С. 118–121.
- 16. Успенский П.Ф. Гипотеза Якобсона, Глеб / Иванович и перверсия: безумие Г.И. Успенского и его рассказ «Выпрямила» // Новое литературное обозрение. 2020. Т. 165. № 5. С. 44–62.
- 17. Криволапова Е.М. «Вне времени»: метафизическое и реальное в творчестве Зинаиды Гиппиус // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2023. Т. 51. № 4. С. 195–203.
- 18. Магомедова Д.М. Переписывание сюжета о «новых людях» в русской прозе конца XIX – начала ХХ вв. (В.В. Вересаев и З.Н. Гиппиус) // Новый филологический вестник. 2018. Т. 45. № 2. С. 118–127. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2018-00020
- 19. Магомедова Д.М. Между Ибсеном и Достоевским: «переписывание классики» в повести З.Н. Гиппиус «Зеркала» // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2023. Т. 82. № 6. С. 16–22. https://doi.org/10.31857/S160578800029101-7