ОИФНИзвестия Российской Академии наук. Серия литературы и языка Izvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka

  • ISSN (Print) 1605-7880
  • ISSN (Online) 2413-7715

Архетип девы-воительницы в драмах Ф. Шиллера, И. В. Гёте и Г. фон Клейста

Код статьи
S24137715S1605788025040083-1
DOI
10.7868/S2413771525040083
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том 84 / Номер выпуска 4
Страницы
87-104
Аннотация
В статье рассматривается архетип девы-воительницы в драматургии Ф. Шиллера, И.В. Гёте и Г. фон Клейста. Воззрения трех писателей относительно роли женского пола в устройстве человеческого общества отражали приверженность «традиционным ценностям» того времени. Почему же в своих драмах они приходят к архетипу амазонки, прямо противоположному выпестованному эпохой Просвещения женскому идеалу? В своих драмах Шиллер, Гёте и Клейст постоянно противопоставляют образ подчиняющейся мужской власти женщины фигуре девы-воительницы, восстающей против патриархального порядка. В «Марии Стюарт» Шиллера конфликт разворачивается между Марией, женщиной типичной, и Елизаветой, девой на троне. Та же коллизия в еще более очевидной форме присутствует в «Орлеанской деве», поскольку отражает двойственную природу Иоанны д'Арк. Во «Внебрачной дочери» Гёте главная героиня Евгения также выступает своего рода амазонкой, перенесенной в условно современную предреволюционную обстановку. В «Пентссилее» Клейст, делая героиней своей трагедии мифическую царицу амазонок, переосмысляет идеи веймарских классиков относительно женской героики в более радикальном ключе. Взяв в руки оружие, Иоанна и Пентссилея становятся символом женского начала, отклоняющегося от своего естественного предназначения. У всех трех писателей в образе амазонки воплощается тоска по недостижимому идеалу, поскольку андрогинный характер девы-воительницы одновременно символизирует и гармонию, и дисгармонию.
Ключевые слова
Ф. Шиллер И.В. Гёте Г. фон Клейст Просвещение амазонки дева-воительница архетип гармония И. Кант И.Г. Фихте Ж.-Ж. Руссо
Дата публикации
01.04.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
1

Библиография

  1. 1. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Книга V // Избранные произведения: В 3 т. М.: ГИХЛ, 1961. Т. 3. С. 545–752.
  2. 2. Фихте И.Г. Основа естественного права. М.: Канон+, 2014. 392 с.
  3. 3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 349–588.
  4. 4. Prandi J.D. Spirited women heroes: major female characters in the dramas of Goethe, Schiller, and Kleist. New York: Peter Lang, 1983. 151 p.
  5. 5. Schiller F. von. Schillers Sämmtliche Werke in 2 Bd. Leipzig: Karl Prochaska Verlag, 1870. Bd. 1. 907 s.
  6. 6. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7 т. М.: ГИХЛ, 1955–1957.
  7. 7. Schiller F. von. Friedrich von Schiller’s auserlesene Briefe in den Jahren 1781–1805. Zeitz: Webel Verlag, 1834. 426 s.
  8. 8. Kord S. Weibermacht und Geschlechtslosigkeit. Dramenköniginnen bei Schiller und seinen “Epigoninnen”. Revista de Filología Alemana. Vol. 19. 2011. S. 115–136.
  9. 9. Гёте И.В. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Художественная литература, 1975–1980.
  10. 10. Goethe J.W. von. Goethes Werke. Herausgegeben im Auftrage der Großherzogin Sophie von Sachsen: In 133 Bd. Weimar: H. Böhlau Verlag, 1887–1919.
  11. 11. Gundolf F. Goethe. Berlin: Georg Bondi Verlag, 1920. 795 s.
  12. 12. Schiller F. von., Goethe J.W. von. Schillerʼs und Goetheʼs Briefe. Berlin: Allgemeine Deutsche Verlag, 1870. 922 s.
  13. 13. Kleist H. von. Penthesilea. Ein Trauerspiel. Tübingen: Cotta Verlag, 1808. 176 s.
  14. 14. Prandi J.D. Woman Warrior as Hero: Schiller’s “Jungfrau von Orleans” and Kleist’s “Penthesilea”. Monatshefte. Vol. 77. No. 4 (Winter 1985). P. 403–414.
  15. 15. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.
  16. 16. McAllister G.P. Kleist’s female leading characters and the subversion of idealist discourse. New York: Peter Lang, 2005. 210 p.
  17. 17. Kleist H. von. Heinrich von Kleists Briefe an seine Braut. Breslau: S. Schottlaender Verlag, 1884. 250 S.
  18. 18. Neumann G. Opfer-Aporien. Iphigenie und Penthesilea. Kleist-Jahrbuch. 2012. S. 258–269.
  19. 19. Müller-Salget K. Heinrich von Kleist. P. Reclam Verlag, Stuttgart, 2002. 359 S.
  20. 20. Marwyck M. van. Gewalt und Anmut. Weiblicher Heroismus in der Literatur und Ästhetik um 1800. Transcript Verlag, Bielefeld, 2010. 310 S.
  21. 21. Клейст Г. фон. Драмы. Новеллы. М.: Художественная литература, 1969. 622 с.
  22. 22. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. 336 с.
  23. 23. Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 721 с.
  24. 24. Roesch P. Kleist und Schiller: Das verlorne Paradies. Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Philosophie. Berlin, 2020. 217 s.
  25. 25. Benthien C. Schiller und Kleist. Rivalität und Dialogizität in der “deutschen Klassik”. Kleist-Jahrbuch. 2012. S. 27–46.
  26. 26. Жирмунский В.М. Генрих фон Клейст // Из истории западноевропейских литератур. Л.: Наука, 1981. С. 81–92.
  27. 27. Stephan I. “Da werden Weiber zu Hyänen”. Amazonen und Amazonenmythen bei Schiller und Kleist. Feministische Literaturwissenschaft. Dokumentation der Tagung in Hamburg vom Mai 1983. Berlin: Argument Verlag, 1984. S. 23–42.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека