- Код статьи
- S24137715S1605788025040083-1
- DOI
- 10.7868/S2413771525040083
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 84 / Номер выпуска 4
- Страницы
- 87-104
- Аннотация
- В статье рассматривается архетип девы-воительницы в драматургии Ф. Шиллера, И.В. Гёте и Г. фон Клейста. Воззрения трех писателей относительно роли женского пола в устройстве человеческого общества отражали приверженность «традиционным ценностям» того времени. Почему же в своих драмах они приходят к архетипу амазонки, прямо противоположному выпестованному эпохой Просвещения женскому идеалу? В своих драмах Шиллер, Гёте и Клейст постоянно противопоставляют образ подчиняющейся мужской власти женщины фигуре девы-воительницы, восстающей против патриархального порядка. В «Марии Стюарт» Шиллера конфликт разворачивается между Марией, женщиной типичной, и Елизаветой, девой на троне. Та же коллизия в еще более очевидной форме присутствует в «Орлеанской деве», поскольку отражает двойственную природу Иоанны д'Арк. Во «Внебрачной дочери» Гёте главная героиня Евгения также выступает своего рода амазонкой, перенесенной в условно современную предреволюционную обстановку. В «Пентссилее» Клейст, делая героиней своей трагедии мифическую царицу амазонок, переосмысляет идеи веймарских классиков относительно женской героики в более радикальном ключе. Взяв в руки оружие, Иоанна и Пентссилея становятся символом женского начала, отклоняющегося от своего естественного предназначения. У всех трех писателей в образе амазонки воплощается тоска по недостижимому идеалу, поскольку андрогинный характер девы-воительницы одновременно символизирует и гармонию, и дисгармонию.
- Ключевые слова
- Ф. Шиллер И.В. Гёте Г. фон Клейст Просвещение амазонки дева-воительница архетип гармония И. Кант И.Г. Фихте Ж.-Ж. Руссо
- Дата публикации
- 01.04.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 6
Библиография
- 1. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Книга V // Избранные произведения: В 3 т. М.: ГИХЛ, 1961. Т. 3. С. 545–752.
- 2. Фихте И.Г. Основа естественного права. М.: Канон+, 2014. 392 с.
- 3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 349–588.
- 4. Prandi J.D. Spirited women heroes: major female characters in the dramas of Goethe, Schiller, and Kleist. New York: Peter Lang, 1983. 151 p.
- 5. Schiller F. von. Schillers Sämmtliche Werke in 2 Bd. Leipzig: Karl Prochaska Verlag, 1870. Bd. 1. 907 s.
- 6. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7 т. М.: ГИХЛ, 1955–1957.
- 7. Schiller F. von. Friedrich von Schiller’s auserlesene Briefe in den Jahren 1781–1805. Zeitz: Webel Verlag, 1834. 426 s.
- 8. Kord S. Weibermacht und Geschlechtslosigkeit. Dramenköniginnen bei Schiller und seinen “Epigoninnen”. Revista de Filología Alemana. Vol. 19. 2011. S. 115–136.
- 9. Гёте И.В. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Художественная литература, 1975–1980.
- 10. Goethe J.W. von. Goethes Werke. Herausgegeben im Auftrage der Großherzogin Sophie von Sachsen: In 133 Bd. Weimar: H. Böhlau Verlag, 1887–1919.
- 11. Gundolf F. Goethe. Berlin: Georg Bondi Verlag, 1920. 795 s.
- 12. Schiller F. von., Goethe J.W. von. Schillerʼs und Goetheʼs Briefe. Berlin: Allgemeine Deutsche Verlag, 1870. 922 s.
- 13. Kleist H. von. Penthesilea. Ein Trauerspiel. Tübingen: Cotta Verlag, 1808. 176 s.
- 14. Prandi J.D. Woman Warrior as Hero: Schiller’s “Jungfrau von Orleans” and Kleist’s “Penthesilea”. Monatshefte. Vol. 77. No. 4 (Winter 1985). P. 403–414.
- 15. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.
- 16. McAllister G.P. Kleist’s female leading characters and the subversion of idealist discourse. New York: Peter Lang, 2005. 210 p.
- 17. Kleist H. von. Heinrich von Kleists Briefe an seine Braut. Breslau: S. Schottlaender Verlag, 1884. 250 S.
- 18. Neumann G. Opfer-Aporien. Iphigenie und Penthesilea. Kleist-Jahrbuch. 2012. S. 258–269.
- 19. Müller-Salget K. Heinrich von Kleist. P. Reclam Verlag, Stuttgart, 2002. 359 S.
- 20. Marwyck M. van. Gewalt und Anmut. Weiblicher Heroismus in der Literatur und Ästhetik um 1800. Transcript Verlag, Bielefeld, 2010. 310 S.
- 21. Клейст Г. фон. Драмы. Новеллы. М.: Художественная литература, 1969. 622 с.
- 22. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992. 336 с.
- 23. Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 721 с.
- 24. Roesch P. Kleist und Schiller: Das verlorne Paradies. Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktors der Philosophie. Berlin, 2020. 217 s.
- 25. Benthien C. Schiller und Kleist. Rivalität und Dialogizität in der “deutschen Klassik”. Kleist-Jahrbuch. 2012. S. 27–46.
- 26. Жирмунский В.М. Генрих фон Клейст // Из истории западноевропейских литератур. Л.: Наука, 1981. С. 81–92.
- 27. Stephan I. “Da werden Weiber zu Hyänen”. Amazonen und Amazonenmythen bei Schiller und Kleist. Feministische Literaturwissenschaft. Dokumentation der Tagung in Hamburg vom Mai 1983. Berlin: Argument Verlag, 1984. S. 23–42.