Рассматривается заложенная в языковом сознании способность к словесному творчеству: окказиональное словообразование, использование потенциальных грамматических форм, окказиональная сочетаемость слов, искусственная их семантизация и т.д. Приводятся примеры из русской художественной литературы, фольклора, жаргона, семейного языка. Неузуальные номинации (типа репрессалии ʽоговоркиʼ или брахмапутра ʽерундаʼ) трактуются в связи с теорией лингвистических переменных. Делается вывод, что языковая игра в каком-то отношении призвана исправить неполноту или несовершенство языковой системы.
Особое внимание уделяется разновидности языковой игры под названием "Энтимологический словарь". Это систематическая попытка сознательного придания слову “чужого, неправильного (но правдоподобного) значения, вроде нудист ʽскучный докладчикʼ. Вскрывается родство этой игры с ложной этимологией и ее пародийный характер. Описываются лингвистические аспекты данной игры, ее польза для лексикографии. При этом учитываются такие факторы, как продуктивность словообразовательной модели, степень известности слова, способы его семантизации и т.д.
Объектом статьи являются процессы внутренней речи (в понимании Л.С. Выготского), в ходе которых формируется будущее высказывание. Один из таких процессов – это компрессия синтаксической структуры. В частности, интерес представляют полипропозитивные высказывания, в которых роль вторичного предиката выполняют наречия. Анализируются примеры из русской художественной литературы (от И. Шмелева до А. Битова), в которых за синтаксической структурой простого предложения скрывается сложный смысл. Делается вывод, что к функции вторичного предиката наиболее склонны наречия со значением физиологических или психических ощущений, моральной оценки, соответствия культурной норме и т.п. Однако различная словообразовательная предыстория такого адверба приводит к его амбивалентности и, в соответствии с этим, к различным вариантам трактовки скрывающейся за ним пропозиции. В целом же возможность “упаковать” целую пропозицию в одно слово делает наречие полноценным участником процессов речевой деятельности.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека