Ошибка _selectel_forbidden_access
Электронная таможня в России и в Китае
Электронная таможня в России и в Китае
Аннотация
Код статьи
S013128120006095-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Карпова Ольга Михайловна 
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация
Майбуров Игорь Анатольевич
Аффилиация: Уральский федеральный университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
47-55
Аннотация

В ста­тье рас­смот­ре­ны про­ек­ты циф­ро­ви­за­ции та­мо­жен­ных служб Рос­сии и Ки­тая. Пер­вый из них от­но­си­тель­но мо­лод, вто­рой — пол­но­стью вне­дрен, на­це­лен на ак­тив­ную экс­пан­сию во внеш­нюю сре­ду. При об­щей це­ли (соз­да­ние еди­но­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­стран­ст­ва в этой не­ма­ло­важ­ной сфе­ре эко­но­ми­ки) под­хо­ды к реа­ли­за­ции про­ек­тов зна­чи­тель­но раз­нят­ся. Ав­то­ры в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке рас­смат­ри­ва­ют эта­пы раз­ви­тия ка­ж­до­го из про­ек­тов, пред­ла­гая воз­мож­ные на­прав­ле­ния по их коо­пе­ра­ции и ко­ор­ди­на­ции.

Ключевые слова
та­мо­жен­ная служ­ба, элек­тро­ни­за­ция экс­пор­та и им­пор­та, ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ст­во, Ев­ра­зий­ский эко­но­ми­че­ский со­юз (ЕА­ЭС), про­ект «Один по­яс, один путь», еди­ное ок­но, «Зо­ло­тая та­мож­ня» Ки­тая
Классификатор
Получено
23.09.2019
Дата публикации
23.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
1550
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 Электронные технологии укоренились настолько, что ныне требования государственных служб о предоставлении документов в печатной форме можно уподоблять практикам каменного века. Стремясь идти в ногу с эпохой, власти многих стран внедряют электронизацию в ведомствах всех уровней и направлений. Появляются виртуальные правительства, управление и контроль посредством инновационных преобразований. Следующий уровень — глобальное правительство и электронная коммуникационная сеть, охватывающая все страны мира. На пути к глобальной цели тактические моменты представляются в виде синхронизации аналогичных систем между группами государств или между ведомствами разных государств.
2 Статья рассматривает два цифровых проекта — электронную таможню, реализуемую в России, и «золотую» таможню Китая1. Первая предназначена для ускорения и упрощения процесса перемещения грузов через госграницу, вторая — для построения социалистической таможенной системы с китайской спецификой. Цель исследования — раскрыть шансы кооперации и координации действий таможенных служб обеих стран. В его финальной части суммируется собранная информация, предложена хронологическая шкала процессов реформирования таможенных служб двух стран, изложен ряд соображений о возможностях более глубокого межгосударственного взаимодействия в данной сфере.
1. .Будучи одним и первых в мире зачинателей «цифровизации» управления экономикой, Госсовет КНР еще в 1993 г. запустил при участии тогдашнего Министерства электронной промышленности и телекоммуникационной компании China Telecom три «золотых» проекта, нацеленных на внедрение глобальной системы «Правительства Онлайн»: «золотой мост», «золотая кредитная карта» и «золотая таможня» (впоследствии список был значительно расширен).
3

Информационная база исследования

4 Авторы проанализировали труды российских и зарубежных ученых, российские и китайские нормативно-правовые документы, включая Таможенный кодекс ЕАЭС2, законы о таможенном регулировании КНР, веб-сайты российской и китайской таможенных служб.
2. .Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) разработан для осуществления единого порядка при перемещении товаров через границу этого Союза, включающего ныне Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Для унификации и обеспечения их равноправия потребовалась огромная работа по изменению существовавшего национального законодательства и полного урегулирования всех вопросов. Договор о ТК ЕАЭС был подписан всеми странами 11 апреля 2017 г. и вступил в силу в 2018 г. Применяемый с 4 сентября 2018 г. Федеральный закон № 289-ФЗ установил особенности таможенного регулирования России в соответствии с положениями права ЕАЭС. Помимо охвата вопросов, связанных с принятием ТК, в этот документ вошли и нововведения, регулирующие электронное декларирование, упрощение контроля, ускорение и автоматизацию обработки документов. URL: https://www.alta.ru/ codex-2018/
5 Оба таможенных проекта особенно актуальны в рамках реализации одного из самых амбициозных и масштабных межгосударственных проектов современности — «Пояс и путь», предложенного и спонсируемого Китаем3 (Россия — один из ключевых участников). Авторы полагают, что построение эффективной международной торговой сети было бы невозможно при «бумажном» формате взаимодействия. Для стран, участвующих в проекте одной из насущнейших задач являются взаимно интегрируемые системы, которые позволяли бы ускорить процесс прохождения грузов через границу.
3. .Инициативу «Один пояс, один путь» («Пояс и путь») выдвинул Председатель КНР Си Цзиньпин по ходу визитов в Казахстан и в Индонезию осенью 2013 г. На основе продолжения и развития традиций древнего Шелкового пути тем самым предложено создать новые механизмы межрегионального экономического партнерства с охватом огромной части Евразии (где проживает 63% населения планеты).
6 Отметим, что среди российских экспертов тема сотрудничества таможенных служб России и Китая весьма популярна, и это не удивительно, поскольку на долю Китая приходится весьма внушительный показатель внешнеторгового товарооборота России4. Н.И. Атанов и Е.В. Аюшева акцентировали внимание в своем исследовании на «асимметричности» внешнеторговых условий в приграничных территориях двух стран. В Китае, по их мнению, работа участников внешнеторговой деятельности (ВЭД) активно стимулируется административными ресурсами, тогда как в России необходимые для нее условия созданы лишь минимально5. Т.П. Лепа отмечает возможности развития относительно новых сфер межгосударственного взаимодействия (таких, в частности, как туризм). При этом, впрочем, указывает и на потенциальную опасность экспансии Китая во внешний мир (имея в виду неконтролируемую миграцию в Россию)6. Новые технологии в российском таможенном администрировании рассматриваются Т.И. Белоусовой, Е.И. Антоновой и Н.А. Шаланиной, усматривающими, в частности, недостаточную проработанность внедряемых программ, выявляя возникающие из-за этого проблемы7.
4. .В 2018 г. товарооборот России с Китаем превысил 108 283 млн долларов (на 24,51% превысив показатели 2017 г.) Доля Китая во внешнеторговом обороте РФ в 2018 г. составила 15,7%. Китай по доле в российском внешнеторговом товарообороте прочно удерживает 1е место. URL: http://russian-trade.com/ reports-and-reviews/ 2019–02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/

5. .Атанов Н.И., Аюшеева Е.В. Современное состояние и перспективы приграничного сотрудничества России и Китая в условиях евразийской экономической интеграции // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2016. № 1. С. 67–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-prigranichnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy.

6. .Лепа Т.П. Россия и Китай: таможенное и экономическое взаимодействие // Известия БГУ. 2017. № 1. С. 64–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ rossiya-i-kitay-tamozhennoe-i-ekonomicheskoe-vzaimodeystvie.

7. .Белоусова Т.И., Антонова Е.И., Шаланина Н.А. Современные технологии таможенного администрирования // Теория и практика таможенного дела. 2017. № 1(78). С. 16–25. URL: http://vfrta.customs.ru/ vfrta/ images/ stories/ journal_2017–1_03belousova.pdf.
7 В англоязычных источниках преобладает интерес к конкретным инновациям. П. Лавлок и Дж. Уре анализируют «золотые» проекты Китая, констатируя, что реализуются они эффективно, хотя, по их мнению, КНР пошла в деле внедрения цифровых технологий не по европейскому пути8. С. Калатил и Т. Боас полагают, что правительство Китая использует электронные технологии не просто для упрощения взаимодействия бизнес-структур с органами власти, но и для упрочения существующего там социалистического режима9.
8. .Лавкок П., Уре Дж. Электронное правительство в Китае. URL: http://unpan1.un.org/ intradoc/ groups/ public/ documents/ apcity/ unpan021473.pdf.

9. .Калатил С., Боас Т.С Интернет и государственный контроль в авторитарных режимах: Китай, Куба и проект контрреволюции // Информационная революция и мировая политика. Программа глобальной политики. 2001. № 21. С. 1–15. URL: http://www.ceip.org/ files/ Publications/ wp21.asp.
8

Внедрение проектов цифровизации

9 «Золотая таможня» Китая. Рыночная экономика с китайской спецификой представляет собой, по мнению авторов, скрытый контроль правительства за действиями всех участников рынка, начиная с государственных структур и кончая уличными торговцами. Обеспечить такое проникновение в эти структуры посредством традиционных методов достаточно проблематично, и на помощь приходят инновационные решения по линии электронных технологий.
10 Инициатором проекта «Золотая таможня» выступил в июне 1993 г. тогдашний вице-премьер Госсовета КНР Ли Ланьцин10. Проект был призван создать интегрированную систему передачи данных, соединяющую иностранные торговые компании, банки с таможенными и налоговыми органами КНР. Данная система предназначалась для того, чтобы не только ускорить процессы таможенного оформления, но и повысить собираемость налогов и пошлин.
10. .Видный государственный деятель КНР. Род. в 1932 г. В 1956–1957 гг. прошел практику в СССР (на Горьковском автозаводе и заводе им. Лихачева). В 1957–1959 гг. возглавлял комитет по развитию Чанчуньского автомобильного комбината, первенца китайского автомобилестроения, возведенного с советской помощью. С 1987 г. — один из ближайших сподвижников Дэн Сяопина в проведении курса реформ и открытости.
11 Эта масштабная реформа таможенной системы стартовала, напомним, в 1994 г. А год спустя, в 1995, Государственная таможенная администрация выпустила «Резолюцию о разработке современного таможенного режима», в которой были изложены основные рамки и двухэтапная стратегия развития таможенной службы.
12 На первом этапе только что внедренная электронная система отслеживания данных позволила выявить множество фактов контрабанды — за 1999 г. почти на 80 млрд юаней. При этом сумма собранных таможенных платежей увеличилась на 71 млрд юаней по сравнению с аналогичным периодом до внедрения новой системы11.
11. .См.: Лавлок П., Кларк Т., Петразини Б.А. «Золотые» проекты Китая: реинжиниринг национальной экономики // Гарвардская школа бизнеса. 1996. № 9. С. 396.
13 Первый этап удалось завершить к 2003 г. Вслед за этим была принята Стратегия развития второго этапа современного таможенного режима на 2004–2010 гг. Данная стратегия подразумевала создание нового механизма управления, включавшего в качестве основного элемента систему анализа рисков.
14 К 2010 г. предполагалось создать современный таможенный режим, отвечающий целям национальной политики, который адаптирован к уже развитой социалистической рыночной экономике и интегрирован в международное сообщество. Таможенные службы КНР предстали перед амбициозной задачей: из обычного государственного органа преобразиться в учреждение, функционирующее на базе наиболее передовых технологий. Авторы стратегии считали, что именно использование информационных технологий позволит соблюсти баланс между строгим надзором, эффективными действиями и честностью сотрудников таможенных органов.
15 Система управления рисками была внедрена повсеместно в 2004 г. И уже за первый год работы было выявлено 5 820 случаев контрабанды и таможенных правонарушений на сумму 6,4 млрд юаней, а штраф за уклонение от уплаты таможенных пошлин составил 0,36 млрд юаней. По окончании второго этапа проект «Золотой таможни» вошел в стадию опытной эксплуатации и процесса приемки. Следует отметить, что за последующие пять лет именно таможенная служба стала среди государственных ведомств Китая лидером по внедрению инноваций в рабочие процессы12.
12. .Китайская таможня сегодня. URL: http://english.customs.gov.cn/ Uploads/ Reports/ 2016%20China%20Customs.pdf.
16 К 2016 г. были внедрены и задействованы национальная система таможенного контроля, система управления кредитами для предприятий, занимающихся импортом и экспортом, система мониторинга логистики, мобильное приложение для бизнеса, платформа поддержки участников внешнеэкономической деятельности, платформа «Электронный порт», а также система таможенной разведки, система предупреждения и контроля коррупционных рисков13.
13. .Китай ввел режим работы «одного окна» на всех таможенных пунктах. URL: https://ria.ru/ 20171127/ 1509684458.html.
17 В 2017 г. таможенная служба КНР объявила о полном переходе к системе «Единое окно», которая охватывает 11 ведомств. В дальнейшем предстоит полный отказ от печатной формы документов. Отметим, что предварительное декларирование грузов теперь не предусмотрено. Общий принцип действия проекта «Золотая таможня» может быть представлен в виде схемы (рис. 1). Выстроенная в Китае система «золотой таможни» весьма удобна с точки зрения электронного документооборота с другими странами. Именно с ней придется столкнуться участникам проекта «Пояс и путь». Возможности для сотрудничества могут быть предложены, исходя из сопоставления «золотой таможни» с уже существующей подобной системой в стране-партнере. Представляется весьма интересным рассмотреть систему «Электронная таможня», внедряемую на территории России — крупнейшей из стран — участниц проекта «Пояс и путь».
18 Проект Электронной таможни в РФ. Переход российских таможенных служб в цифровой формат стартовал в 2002 г., когда была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». В ее рамках предполагалось создать электронное правительство, что позволило бы упростить процесс взаимодействия государства, бизнес-структур и граждан. Уже в конце 2010 г. правительство утвердило новую федеральную целевую программу «Информационное общество (2011–2010 гг.)», которая состояла из шести направлений (подпрограмм):
19 – качество жизни граждан и условия развития бизнеса;
20 – электронное государство и эффективность государственного управления;
21 – российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий;
22 – базовая инфраструктура информационного общества;
23 – безопасность в информационном обществе;
24 – цифровой контент и культурное наследие.
25

26 Рис. 1. Схема действия механизма «Золотая таможня».
27 Источник: составлено авторами.
28 Для министерств и ведомств были утверждены программы развития и дорожные карты в рамках новой программы, где обозначались этапы внедрения новых информационных технологий. В частности в 2012 г. были приняты Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» и дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Также на федеральном уровне был закреплен принцип однократности предоставления данных, что значительно укорачивает список необходимых документов для декларанта при повторном оформлении груза. С 2012 г. было налажено информационное взаимодействие между таможенными органами на всей территории РФ, а при прохождении границы реализован механизм интегрированного контроля (таможенная служба самостоятельно проверяет документацию, предоставляемую участниками внешнеэкономической деятельности)14. Внедрение электронных технологий позволило с 2014 г. полностью отказаться от таможенных деклараций на бумаге и полностью перейти к электронной форме. В 2017 г. в электронной форме было подано 99,98% от общего количества таможенных деклараций. Более того, декларант имеет возможность предварительно задекларировать груз. Однако большинство сопроводительных документов все еще требуется предоставлять в печатной форме. Также внедрена и успешно функционирует система управления рисками, которая в перспективе станет межведомственной.
14. .Состояние развития механизма единого окна. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/ act/ tam_sotr/ edinoe_okno/ Documents/ Sbor_EEK_2017.pdf.
29 Россия является, как известно, членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что предполагает создание общего рынка со странами-участницами (Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией). Для упрощения процедуры оформления грузов при перемещении как через внутренние, так и через внешние границы, в государствах — участниках ЕАЭС внедряется механизм единого окна. С 2017 г. единое окно в тестовом режиме реализуется и на территории России (как в морских портах, так и в наземных пунктах пропуска). Планируется объединить в единую сеть 28 ведомств. Однако на конец 2017 г. показатель реализации по основным характеристикам находился на уровне 58% (аналогично показателю Кыргызстана).
30 Единое окно является неотъемлемой частью системы «Электронной таможни», которая выстраивается из отдельных инновационных внедрений в таможенной службе. Данный механизм в скором времени должен быть запущен на всей территории России и на территории ЕАЭС. В проектном виде схема электронной таможни выглядит следующим образом (рис. 2).
31

32 Рис. 2. Проект «Электронная таможня».
33 Источник: составлено авторами.
34 Несомненно, проект «Электронная таможня» выглядит более масштабно, нежели китайская «Золотая таможня». Однако второй из них уже реализован на практике, а сроки вступления в силу первого достоверно не известны.
35 Главная проблема российского проекта — необходимость интеграции уже действующих и вводимых в разных ведомствах систем в систему единую. Изначально программы создавались под конкретное ведомство, без соблюдения принципа единообразия предоставления и обработки информации.
36 Федеральная таможенная служба России в перспективе нацелена на создание глобальной таможенной сети, которая будет объединять единые окна государств-участников. На сегодняшний день ведутся переговоры об обмене данными между китайской и российской таможнями, в том числе и в рамках проекта «Пояс и путь». Однако одним из наиболее проблемных вопросов является раскрытие цены товара. В Китае цена — это коммерческая тайна, следовательно, таможенный орган не вправе передавать информацию третьей стороне.
37

Перспективы кооперации

38 Итак, информационные технологии активно внедряются в деятельность государственных органов России и Китая. Несмотря на то, что процесс информатизации таможенной службы был запущен в России позже, современное состояние дел находится в ней на достаточно высоком уровне. В каждой стране процесс проходит в собственном ритме, который следует учитывать при разработке плана по межгосударственной синхронизации (рис. 3).
39 На основе данных в представленной схеме могут быть предложены проекты для сотрудничества таможенных служб.
40 В обеих странах реализуется система «Единое окно», которая, с одной стороны, объединяет ведомства, так или иначе вовлеченные в процесс внешней торговли, с другой стороны, напрямую взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности. В рамках межгосударственного «Единого окна» может быть налажена интеграция между сходными по функционалу ведомствами (рис. 4).
41 В перспективе налаженное сотрудничество государственных структур в вопросах перемещения грузов может стать фундаментом для полномасштабного российско-китайского Единого окна.
42

43 Рис. 3. Этапы развития проектов «Золотая таможня» и «Электронная таможня».
44 Использование единой декларации. Степень развития таможенной службы, ее гибкость, скорость реакции на изменения в бизнес-среде напрямую влияют на положение страны в рейтинге Doing Business. В 2018 г. Россия оказалась в нем на 31-м месте, а Китай занял сразу три позиции: особые административные районы Гонконг и Тайвань расположились на 4-м и 13-м местах соответственно, а континентальная часть КНР — на 46-м. Углубление межгосударственного взаимодействия надзорных органов позволит не только подняться в рейтинге, но и повысить привлекательность стран как для импортеров, так и для экспортеров.
45

46 Рис. 4. Межведомственная интеграция в рамках системы «Единое окно».
47 Источник: составлено авторами.
48 В настоящее время таможенные службы Китая и России находятся в стадии переговоров относительно синхронизации процессов. Планируемая схема взаимодействия проста (рис. 5). По сути экспортная декларация, предоставляемая в одной стране, информационно соответствует импортной декларации в другой; декларанты двух стран могут осуществить перемещение груза по одной экспортно-импортной (или импортно-экспортной) декларации.
49 Привязка данных к грузу. В российском варианте к электронной таможенной декларации прикладывается внушительный перечень документов в традиционной печатной форме. Как правило, многие из них дублируют те, что были предоставлены китайским экспортером в таможенную службу своей страны. Возможна ситуация, при которой документы с неизменяемыми характеристиками, будучи привязаны к конкретному грузу, перемещаемому через границу, могут быть доступны в электронной форме таможенным службам обеих стран.
50

51 Рис. 5. Схема взаимодействия таможенных служб Китая и России.
52 Источник: составлено авторами.
53 К примеру, импортер вывозит из Китая строительную технику. Для подтверждения правильности заполнения декларации (например, кода товарной номенклатуры ВЭД) предоставляются технические регламенты, сертификаты ISO, сведения о непосредственном производителе. Таким образом содержательная часть данной документации не изменится с переходом границы. Инспектор таможенной службы должен иметь доступ к подобным документам, не запрашивая их у декларанта. У проектов «Золотая таможня» и «Электронная таможня», как уже отмечалось, общая цель — создание единой межгосударственной сети взаимодействия. Эта цель может быть достигнута путем последовательной и продуманной интеграции существующих систем.
54 Теоретически, электронные системы таможенных служб стран — участниц проекта могут подключаться к уже действующей сети электронного взаимодействия правительств и участников ВЭД со стороны бизнеса.
55 Что касается российского проекта «Электронная таможня», то он, напомним, существует с 2012 г. и на современном этапе находится в стадии отладки и доработки. То есть от китайской «золотой таможни» изрядно отстал, однако, на взгляд авторов статьи, в этом может крыться и определенное преимущество, так как налицо возможности создать уже интегрированную систему межгосударственного взаимодействия, а не перекраивать существующие форматы под новые критерии. Интеграция между схожими по функциям ведомствами создаст прочный фундамент для построения российско-китайского Единого окна на уровне правительств.
56 Единая декларация на товар и система привязки данных к перемещаемому грузу, повторяем, значительно сократят время прохождения границы.

Библиография

1. . Будучи одним и первых в мире зачинателей «цифровизации» управления экономикой, Госсовет КНР еще в 1993 г. запустил при участии тогдашнего Министерства электронной промышленно-сти и телекоммуникационной компании China Telecom три «золотых» проекта, нацеленных на внедрение глобальной системы «Правительства Онлайн»: «золотой мост», «золотая кредитная карта» и «золотая таможня» (впоследствии список был значительно расширен).

2. . Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) разработан для осуществ-ления единого порядка при перемещении товаров через границу этого Союза, включающего ныне Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Для унификации и обеспечения их равноправия потребовалась огромная работа по изменению существовавшего национального за-конодательства и полного урегулирования всех вопросов. Договор о ТК ЕАЭС был подписан всеми странами 11 апреля 2017 г. и вступил в силу в 2018 г. Применяемый с 4 сентября 2018 г. Федеральный закон № 289-ФЗ установил особенности таможенного регулирования России в со-ответствии с положениями права ЕАЭС. Помимо охвата вопросов, связанных с принятием ТК, в этот документ вошли и нововведения, регулирующие электронное декларирование, упрощение контроля, ускорение и автоматизацию обработки документов. URL: https://www.alta.ru/ codex-2018/

3. . Инициативу «Один пояс, один путь» («Пояс и путь») выдвинул Председатель КНР Си Цзиньпин по ходу визитов в Казахстан и в Индонезию осенью 2013 г. На основе продолжения и развития традиций древнего Шелкового пути тем самым предложено создать новые механизмы межреги-онального экономического партнерства с охватом огромной части Евразии (где проживает 63% населения планеты).

4. . В 2018 г. товарооборот России с Китаем превысил 108 283 млн долларов (на 24,51% превысив показатели 2017 г.) Доля Китая во внешнеторговом обороте РФ в 2018 г. составила 15,7%. Ки-тай по доле в российском внешнеторговом товарообороте прочно удерживает 1 е место. URL: http://russian-trade.com/ reports-and-reviews/ 2019–02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/

5. . Атанов Н.И., Аюшеева Е.В. Современное состояние и перспективы приграничного сотрудниче-ства России и Китая в условиях евразийской экономической интеграции // Вестник БГУ. Эконо-мика и менеджмент. 2016. № 1. С. 67–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-prigranichnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy.

6. . Лепа Т.П. Россия и Китай: таможенное и экономическое взаимодействие // Известия БГУ. 2017. № 1. С. 64–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ rossiya-i-kitay-tamozhennoe-i-ekonomicheskoe-vzaimodeystvie.

7. . Белоусова Т.И., Антонова Е.?И., Шаланина Н.?А. Современные технологии таможенного админи-стрирования // Теория и практика таможенного дела. 2017. № 1(78). С. 16–25. URL: http://vfrta.customs.ru/ vfrta/ images/ stories/ journal_2017–1_03belousova.pdf.

8. . Лавкок П., Уре Дж. Электронное правительство в Китае. URL: http://unpan1.un.org/ intradoc/ groups/ public/ documents/ apcity/ unpan021473.pdf.

9. . Калатил С., Боас Т.С Интернет и государственный контроль в авторитарных режимах: Китай, Куба и проект контрреволюции // Информационная революция и мировая политика. Программа глобальной политики. 2001. № 21. С. 1–15. URL: http://www.ceip.org/ files/ Publications/ wp21.asp.

10. . Видный государственный деятель КНР. Род. в 1932 г. В 1956–1957 гг. прошел практику в СССР (на Горьковском автозаводе и заводе им. Лихачева). В 1957–1959 гг. возглавлял комитет по раз-витию Чанчуньского автомобильного комбината, первенца китайского автомобилестроения, воз-веденного с советской помощью. С 1987 г. — один из ближайших сподвижников Дэн Сяопина в проведении курса реформ и открытости.

11. . См.: Лавлок П., Кларк Т., Петразини Б.А. «Золотые» проекты Китая: реинжиниринг националь-ной экономики // Гарвардская школа бизнеса. 1996. № 9. С. 396.

12. . Китайская таможня сегодня. URL: http://english.customs.gov.cn/ Uploads/ Reports/ 2016%20China%20Customs.pdf.

13. . Китай ввел режим работы «одного окна» на всех таможенных пунктах. URL: https://ria.ru/ 20171127/ 1509684458.html.

14. . Состояние развития механизма единого окна. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/ act/ tam_sotr/ edinoe_okno/ Documents/ Sbor_EEK_2017.pdf.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести