Electronic Customs Services in Russia and China
Table of contents
Share
QR
Metrics
Electronic Customs Services in Russia and China
Annotation
PII
S013128120006095-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Olga Karpova 
Affiliation: Ural Federal University
Address: Russian Federation
Igor Mayburov
Affiliation: Ural Federal University
Address: Russian Federation
Edition
Pages
47-55
Abstract

The article deals with the projects of digitalization of the customs services in Russia and China. The first of them is relatively new, the second is fully implemented and aimed at active expansion into the external environment. With a common goal of creation a single information space in this important area of the economy approaches to the implementation of projects vary significantly. The authors consider the stages of development of each project in chronological order, offering possible directions for their cooperation and coordination.

Keywords
customs service, export and import electronics, information society, Eurasian economic Union (EAEU), project "One belt, one road", single window, "Golden customs" of China
Received
23.09.2019
Date of publication
23.09.2019
Number of purchasers
89
Views
1551
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Электронные технологии укоренились настолько, что ныне требования государственных служб о предоставлении документов в печатной форме можно уподоблять практикам каменного века. Стремясь идти в ногу с эпохой, власти многих стран внедряют электронизацию в ведомствах всех уровней и направлений. Появляются виртуальные правительства, управление и контроль посредством инновационных преобразований. Следующий уровень — глобальное правительство и электронная коммуникационная сеть, охватывающая все страны мира. На пути к глобальной цели тактические моменты представляются в виде синхронизации аналогичных систем между группами государств или между ведомствами разных государств.
2 Статья рассматривает два цифровых проекта — электронную таможню, реализуемую в России, и «золотую» таможню Китая1. Первая предназначена для ускорения и упрощения процесса перемещения грузов через госграницу, вторая — для построения социалистической таможенной системы с китайской спецификой. Цель исследования — раскрыть шансы кооперации и координации действий таможенных служб обеих стран. В его финальной части суммируется собранная информация, предложена хронологическая шкала процессов реформирования таможенных служб двух стран, изложен ряд соображений о возможностях более глубокого межгосударственного взаимодействия в данной сфере.
1. .Будучи одним и первых в мире зачинателей «цифровизации» управления экономикой, Госсовет КНР еще в 1993 г. запустил при участии тогдашнего Министерства электронной промышленности и телекоммуникационной компании China Telecom три «золотых» проекта, нацеленных на внедрение глобальной системы «Правительства Онлайн»: «золотой мост», «золотая кредитная карта» и «золотая таможня» (впоследствии список был значительно расширен).
3

Информационная база исследования

4 Авторы проанализировали труды российских и зарубежных ученых, российские и китайские нормативно-правовые документы, включая Таможенный кодекс ЕАЭС2, законы о таможенном регулировании КНР, веб-сайты российской и китайской таможенных служб.
2. .Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) разработан для осуществления единого порядка при перемещении товаров через границу этого Союза, включающего ныне Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Для унификации и обеспечения их равноправия потребовалась огромная работа по изменению существовавшего национального законодательства и полного урегулирования всех вопросов. Договор о ТК ЕАЭС был подписан всеми странами 11 апреля 2017 г. и вступил в силу в 2018 г. Применяемый с 4 сентября 2018 г. Федеральный закон № 289-ФЗ установил особенности таможенного регулирования России в соответствии с положениями права ЕАЭС. Помимо охвата вопросов, связанных с принятием ТК, в этот документ вошли и нововведения, регулирующие электронное декларирование, упрощение контроля, ускорение и автоматизацию обработки документов. URL: https://www.alta.ru/ codex-2018/
5 Оба таможенных проекта особенно актуальны в рамках реализации одного из самых амбициозных и масштабных межгосударственных проектов современности — «Пояс и путь», предложенного и спонсируемого Китаем3 (Россия — один из ключевых участников). Авторы полагают, что построение эффективной международной торговой сети было бы невозможно при «бумажном» формате взаимодействия. Для стран, участвующих в проекте одной из насущнейших задач являются взаимно интегрируемые системы, которые позволяли бы ускорить процесс прохождения грузов через границу.
3. .Инициативу «Один пояс, один путь» («Пояс и путь») выдвинул Председатель КНР Си Цзиньпин по ходу визитов в Казахстан и в Индонезию осенью 2013 г. На основе продолжения и развития традиций древнего Шелкового пути тем самым предложено создать новые механизмы межрегионального экономического партнерства с охватом огромной части Евразии (где проживает 63% населения планеты).
6 Отметим, что среди российских экспертов тема сотрудничества таможенных служб России и Китая весьма популярна, и это не удивительно, поскольку на долю Китая приходится весьма внушительный показатель внешнеторгового товарооборота России4. Н.И. Атанов и Е.В. Аюшева акцентировали внимание в своем исследовании на «асимметричности» внешнеторговых условий в приграничных территориях двух стран. В Китае, по их мнению, работа участников внешнеторговой деятельности (ВЭД) активно стимулируется административными ресурсами, тогда как в России необходимые для нее условия созданы лишь минимально5. Т.П. Лепа отмечает возможности развития относительно новых сфер межгосударственного взаимодействия (таких, в частности, как туризм). При этом, впрочем, указывает и на потенциальную опасность экспансии Китая во внешний мир (имея в виду неконтролируемую миграцию в Россию)6. Новые технологии в российском таможенном администрировании рассматриваются Т.И. Белоусовой, Е.И. Антоновой и Н.А. Шаланиной, усматривающими, в частности, недостаточную проработанность внедряемых программ, выявляя возникающие из-за этого проблемы7.
4. .В 2018 г. товарооборот России с Китаем превысил 108 283 млн долларов (на 24,51% превысив показатели 2017 г.) Доля Китая во внешнеторговом обороте РФ в 2018 г. составила 15,7%. Китай по доле в российском внешнеторговом товарообороте прочно удерживает 1е место. URL: http://russian-trade.com/ reports-and-reviews/ 2019–02/ torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g/

5. .Атанов Н.И., Аюшеева Е.В. Современное состояние и перспективы приграничного сотрудничества России и Китая в условиях евразийской экономической интеграции // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2016. № 1. С. 67–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-prigranichnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy.

6. .Лепа Т.П. Россия и Китай: таможенное и экономическое взаимодействие // Известия БГУ. 2017. № 1. С. 64–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ rossiya-i-kitay-tamozhennoe-i-ekonomicheskoe-vzaimodeystvie.

7. .Белоусова Т.И., Антонова Е.И., Шаланина Н.А. Современные технологии таможенного администрирования // Теория и практика таможенного дела. 2017. № 1(78). С. 16–25. URL: http://vfrta.customs.ru/ vfrta/ images/ stories/ journal_2017–1_03belousova.pdf.
7 В англоязычных источниках преобладает интерес к конкретным инновациям. П. Лавлок и Дж. Уре анализируют «золотые» проекты Китая, констатируя, что реализуются они эффективно, хотя, по их мнению, КНР пошла в деле внедрения цифровых технологий не по европейскому пути8. С. Калатил и Т. Боас полагают, что правительство Китая использует электронные технологии не просто для упрощения взаимодействия бизнес-структур с органами власти, но и для упрочения существующего там социалистического режима9.
8. .Лавкок П., Уре Дж. Электронное правительство в Китае. URL: http://unpan1.un.org/ intradoc/ groups/ public/ documents/ apcity/ unpan021473.pdf.

9. .Калатил С., Боас Т.С Интернет и государственный контроль в авторитарных режимах: Китай, Куба и проект контрреволюции // Информационная революция и мировая политика. Программа глобальной политики. 2001. № 21. С. 1–15. URL: http://www.ceip.org/ files/ Publications/ wp21.asp.
8

Внедрение проектов цифровизации

9 «Золотая таможня» Китая. Рыночная экономика с китайской спецификой представляет собой, по мнению авторов, скрытый контроль правительства за действиями всех участников рынка, начиная с государственных структур и кончая уличными торговцами. Обеспечить такое проникновение в эти структуры посредством традиционных методов достаточно проблематично, и на помощь приходят инновационные решения по линии электронных технологий.
10 Инициатором проекта «Золотая таможня» выступил в июне 1993 г. тогдашний вице-премьер Госсовета КНР Ли Ланьцин10. Проект был призван создать интегрированную систему передачи данных, соединяющую иностранные торговые компании, банки с таможенными и налоговыми органами КНР. Данная система предназначалась для того, чтобы не только ускорить процессы таможенного оформления, но и повысить собираемость налогов и пошлин.
10. .Видный государственный деятель КНР. Род. в 1932 г. В 1956–1957 гг. прошел практику в СССР (на Горьковском автозаводе и заводе им. Лихачева). В 1957–1959 гг. возглавлял комитет по развитию Чанчуньского автомобильного комбината, первенца китайского автомобилестроения, возведенного с советской помощью. С 1987 г. — один из ближайших сподвижников Дэн Сяопина в проведении курса реформ и открытости.
11 Эта масштабная реформа таможенной системы стартовала, напомним, в 1994 г. А год спустя, в 1995, Государственная таможенная администрация выпустила «Резолюцию о разработке современного таможенного режима», в которой были изложены основные рамки и двухэтапная стратегия развития таможенной службы.
12 На первом этапе только что внедренная электронная система отслеживания данных позволила выявить множество фактов контрабанды — за 1999 г. почти на 80 млрд юаней. При этом сумма собранных таможенных платежей увеличилась на 71 млрд юаней по сравнению с аналогичным периодом до внедрения новой системы11.
11. .См.: Лавлок П., Кларк Т., Петразини Б.А. «Золотые» проекты Китая: реинжиниринг национальной экономики // Гарвардская школа бизнеса. 1996. № 9. С. 396.
13 Первый этап удалось завершить к 2003 г. Вслед за этим была принята Стратегия развития второго этапа современного таможенного режима на 2004–2010 гг. Данная стратегия подразумевала создание нового механизма управления, включавшего в качестве основного элемента систему анализа рисков.
14 К 2010 г. предполагалось создать современный таможенный режим, отвечающий целям национальной политики, который адаптирован к уже развитой социалистической рыночной экономике и интегрирован в международное сообщество. Таможенные службы КНР предстали перед амбициозной задачей: из обычного государственного органа преобразиться в учреждение, функционирующее на базе наиболее передовых технологий. Авторы стратегии считали, что именно использование информационных технологий позволит соблюсти баланс между строгим надзором, эффективными действиями и честностью сотрудников таможенных органов.
15 Система управления рисками была внедрена повсеместно в 2004 г. И уже за первый год работы было выявлено 5 820 случаев контрабанды и таможенных правонарушений на сумму 6,4 млрд юаней, а штраф за уклонение от уплаты таможенных пошлин составил 0,36 млрд юаней. По окончании второго этапа проект «Золотой таможни» вошел в стадию опытной эксплуатации и процесса приемки. Следует отметить, что за последующие пять лет именно таможенная служба стала среди государственных ведомств Китая лидером по внедрению инноваций в рабочие процессы12.
12. .Китайская таможня сегодня. URL: http://english.customs.gov.cn/ Uploads/ Reports/ 2016%20China%20Customs.pdf.
16 К 2016 г. были внедрены и задействованы национальная система таможенного контроля, система управления кредитами для предприятий, занимающихся импортом и экспортом, система мониторинга логистики, мобильное приложение для бизнеса, платформа поддержки участников внешнеэкономической деятельности, платформа «Электронный порт», а также система таможенной разведки, система предупреждения и контроля коррупционных рисков13.
13. .Китай ввел режим работы «одного окна» на всех таможенных пунктах. URL: https://ria.ru/ 20171127/ 1509684458.html.
17 В 2017 г. таможенная служба КНР объявила о полном переходе к системе «Единое окно», которая охватывает 11 ведомств. В дальнейшем предстоит полный отказ от печатной формы документов. Отметим, что предварительное декларирование грузов теперь не предусмотрено. Общий принцип действия проекта «Золотая таможня» может быть представлен в виде схемы (рис. 1). Выстроенная в Китае система «золотой таможни» весьма удобна с точки зрения электронного документооборота с другими странами. Именно с ней придется столкнуться участникам проекта «Пояс и путь». Возможности для сотрудничества могут быть предложены, исходя из сопоставления «золотой таможни» с уже существующей подобной системой в стране-партнере. Представляется весьма интересным рассмотреть систему «Электронная таможня», внедряемую на территории России — крупнейшей из стран — участниц проекта «Пояс и путь».
18 Проект Электронной таможни в РФ. Переход российских таможенных служб в цифровой формат стартовал в 2002 г., когда была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». В ее рамках предполагалось создать электронное правительство, что позволило бы упростить процесс взаимодействия государства, бизнес-структур и граждан. Уже в конце 2010 г. правительство утвердило новую федеральную целевую программу «Информационное общество (2011–2010 гг.)», которая состояла из шести направлений (подпрограмм):
19 – качество жизни граждан и условия развития бизнеса;
20 – электронное государство и эффективность государственного управления;
21 – российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий;
22 – базовая инфраструктура информационного общества;
23 – безопасность в информационном обществе;
24 – цифровой контент и культурное наследие.
25

26 Рис. 1. Схема действия механизма «Золотая таможня».
27 Источник: составлено авторами.
28 Для министерств и ведомств были утверждены программы развития и дорожные карты в рамках новой программы, где обозначались этапы внедрения новых информационных технологий. В частности в 2012 г. были приняты Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» и дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Также на федеральном уровне был закреплен принцип однократности предоставления данных, что значительно укорачивает список необходимых документов для декларанта при повторном оформлении груза. С 2012 г. было налажено информационное взаимодействие между таможенными органами на всей территории РФ, а при прохождении границы реализован механизм интегрированного контроля (таможенная служба самостоятельно проверяет документацию, предоставляемую участниками внешнеэкономической деятельности)14. Внедрение электронных технологий позволило с 2014 г. полностью отказаться от таможенных деклараций на бумаге и полностью перейти к электронной форме. В 2017 г. в электронной форме было подано 99,98% от общего количества таможенных деклараций. Более того, декларант имеет возможность предварительно задекларировать груз. Однако большинство сопроводительных документов все еще требуется предоставлять в печатной форме. Также внедрена и успешно функционирует система управления рисками, которая в перспективе станет межведомственной.
14. .Состояние развития механизма единого окна. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/ act/ tam_sotr/ edinoe_okno/ Documents/ Sbor_EEK_2017.pdf.
29 Россия является, как известно, членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что предполагает создание общего рынка со странами-участницами (Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией). Для упрощения процедуры оформления грузов при перемещении как через внутренние, так и через внешние границы, в государствах — участниках ЕАЭС внедряется механизм единого окна. С 2017 г. единое окно в тестовом режиме реализуется и на территории России (как в морских портах, так и в наземных пунктах пропуска). Планируется объединить в единую сеть 28 ведомств. Однако на конец 2017 г. показатель реализации по основным характеристикам находился на уровне 58% (аналогично показателю Кыргызстана).
30 Единое окно является неотъемлемой частью системы «Электронной таможни», которая выстраивается из отдельных инновационных внедрений в таможенной службе. Данный механизм в скором времени должен быть запущен на всей территории России и на территории ЕАЭС. В проектном виде схема электронной таможни выглядит следующим образом (рис. 2).
31

32 Рис. 2. Проект «Электронная таможня».
33 Источник: составлено авторами.
34 Несомненно, проект «Электронная таможня» выглядит более масштабно, нежели китайская «Золотая таможня». Однако второй из них уже реализован на практике, а сроки вступления в силу первого достоверно не известны.
35 Главная проблема российского проекта — необходимость интеграции уже действующих и вводимых в разных ведомствах систем в систему единую. Изначально программы создавались под конкретное ведомство, без соблюдения принципа единообразия предоставления и обработки информации.
36 Федеральная таможенная служба России в перспективе нацелена на создание глобальной таможенной сети, которая будет объединять единые окна государств-участников. На сегодняшний день ведутся переговоры об обмене данными между китайской и российской таможнями, в том числе и в рамках проекта «Пояс и путь». Однако одним из наиболее проблемных вопросов является раскрытие цены товара. В Китае цена — это коммерческая тайна, следовательно, таможенный орган не вправе передавать информацию третьей стороне.
37

Перспективы кооперации

38 Итак, информационные технологии активно внедряются в деятельность государственных органов России и Китая. Несмотря на то, что процесс информатизации таможенной службы был запущен в России позже, современное состояние дел находится в ней на достаточно высоком уровне. В каждой стране процесс проходит в собственном ритме, который следует учитывать при разработке плана по межгосударственной синхронизации (рис. 3).
39 На основе данных в представленной схеме могут быть предложены проекты для сотрудничества таможенных служб.
40 В обеих странах реализуется система «Единое окно», которая, с одной стороны, объединяет ведомства, так или иначе вовлеченные в процесс внешней торговли, с другой стороны, напрямую взаимодействует с участниками внешнеэкономической деятельности. В рамках межгосударственного «Единого окна» может быть налажена интеграция между сходными по функционалу ведомствами (рис. 4).
41 В перспективе налаженное сотрудничество государственных структур в вопросах перемещения грузов может стать фундаментом для полномасштабного российско-китайского Единого окна.
42

43 Рис. 3. Этапы развития проектов «Золотая таможня» и «Электронная таможня».
44 Использование единой декларации. Степень развития таможенной службы, ее гибкость, скорость реакции на изменения в бизнес-среде напрямую влияют на положение страны в рейтинге Doing Business. В 2018 г. Россия оказалась в нем на 31-м месте, а Китай занял сразу три позиции: особые административные районы Гонконг и Тайвань расположились на 4-м и 13-м местах соответственно, а континентальная часть КНР — на 46-м. Углубление межгосударственного взаимодействия надзорных органов позволит не только подняться в рейтинге, но и повысить привлекательность стран как для импортеров, так и для экспортеров.
45

46 Рис. 4. Межведомственная интеграция в рамках системы «Единое окно».
47 Источник: составлено авторами.
48 В настоящее время таможенные службы Китая и России находятся в стадии переговоров относительно синхронизации процессов. Планируемая схема взаимодействия проста (рис. 5). По сути экспортная декларация, предоставляемая в одной стране, информационно соответствует импортной декларации в другой; декларанты двух стран могут осуществить перемещение груза по одной экспортно-импортной (или импортно-экспортной) декларации.
49 Привязка данных к грузу. В российском варианте к электронной таможенной декларации прикладывается внушительный перечень документов в традиционной печатной форме. Как правило, многие из них дублируют те, что были предоставлены китайским экспортером в таможенную службу своей страны. Возможна ситуация, при которой документы с неизменяемыми характеристиками, будучи привязаны к конкретному грузу, перемещаемому через границу, могут быть доступны в электронной форме таможенным службам обеих стран.
50

51 Рис. 5. Схема взаимодействия таможенных служб Китая и России.
52 Источник: составлено авторами.
53 К примеру, импортер вывозит из Китая строительную технику. Для подтверждения правильности заполнения декларации (например, кода товарной номенклатуры ВЭД) предоставляются технические регламенты, сертификаты ISO, сведения о непосредственном производителе. Таким образом содержательная часть данной документации не изменится с переходом границы. Инспектор таможенной службы должен иметь доступ к подобным документам, не запрашивая их у декларанта. У проектов «Золотая таможня» и «Электронная таможня», как уже отмечалось, общая цель — создание единой межгосударственной сети взаимодействия. Эта цель может быть достигнута путем последовательной и продуманной интеграции существующих систем.
54 Теоретически, электронные системы таможенных служб стран — участниц проекта могут подключаться к уже действующей сети электронного взаимодействия правительств и участников ВЭД со стороны бизнеса.
55 Что касается российского проекта «Электронная таможня», то он, напомним, существует с 2012 г. и на современном этапе находится в стадии отладки и доработки. То есть от китайской «золотой таможни» изрядно отстал, однако, на взгляд авторов статьи, в этом может крыться и определенное преимущество, так как налицо возможности создать уже интегрированную систему межгосударственного взаимодействия, а не перекраивать существующие форматы под новые критерии. Интеграция между схожими по функциям ведомствами создаст прочный фундамент для построения российско-китайского Единого окна на уровне правительств.
56 Единая декларация на товар и система привязки данных к перемещаемому грузу, повторяем, значительно сократят время прохождения границы.

References

1. . As one of the first pioneers in the world of “digitalization” of economic management, the State Council of the People’s Republic of China launched three gold projects with the participation of the then Ministry of Electronic Industry and telecommunications company China Telecom in order to implement the global Government Online system: “Golden Bridge”, “Golden Credit Card” and “Golden Customs” (later the list was significantly expanded).

2. . The Customs Code of the Eurasian Economic Union (EAEU TC) has been developed to implement a uniform procedure for the movement of goods across the border of this Union, which now includes Russia, Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan. To unify and ensure their equal rights, enormous work was required to change the existing national legislation and to fully resolve all issues. The agreement on the EAEU TC was signed by all countries on April 11, 2017 and entered into force in 2018. Federal Law No. 289-FZ applicable from September 4, 2018 established the specifics of customs regulation in Russia in accordance with the provisions of the EAEU law. In addition to covering issues related to the adoption of the TC, this document also includes innovations that regulate electronic declaration, simplification of control, acceleration and automation of document processing. URL: https://www.alta.ru/ codex-2018 /

3. . The initiative “One belt, one path” (“Belt and path”) was put forward by President Xi Jinping during visits to Kazakhstan and Indonesia in the fall of 2013. Based on the continuation and development of the traditions of the ancient Silk Road, it was proposed to create new mechanisms for inter-regional economic partnership covering a huge part of Eurasia (where 63% of the world's population live).

4. . In 2018, Russia's trade with China exceeded $ 108,283 million (24.51% more than in 2017). China's share in the foreign trade turnover of the Russian Federation in 2018 amounted to 15.7%. Chi-tai firmly holds 1st place in terms of its share in Russian foreign trade turnover. URL: http://russian-trade.com/ reports-and-reviews / 2019–02 / torgovlya-mezhdu-rossiey-i-kitaem-v-2018-g /

5. . Atanov N.I., Ayusheeva E.V. The current state and prospects of cross-border cooperation between Russia and China in the conditions of Eurasian economic integration // Bulletin of BSU. Economics and management. 2016. No. 1. P. 67–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article / n / sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-prigranichnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy.

6. . Lepa T.P. Russia and China: Customs and Economic Interaction // News of BSU. 2017. No. 1. P. 64–72. URL: https://cyberleninka.ru/ article / n / russiya-i-kitay-tamozhennoe-i-ekonomicheskoe-vzaimodeystvie.

7. . Belousova T.I., Antonova E.? I., Shalanina N.? A. Modern technologies of customs administration // Theory and practice of customs. 2017. No. 1 (78). S. 16-25. URL: http://vfrta.customs.ru/ vfrta / images / stories / journal_2017–1_03belousova.pdf.

8. . Lovecock P., Ure J. E-government in China. URL: http://unpan1.un.org/ intradoc / groups / public / documents / apcity / unpan021473.pdf.

9. . Kalatil S., Boas T.S. Internet and state control in authoritarian regimes: China, Cuba and the counter-revolution project // Information Revolution and World Politics. Global Policy Program. 2001. No. 21. P. 1-15. URL: http://www.ceip.org/ files / Publications / wp21.asp.

10. . Prominent statesman of the PRC. Rod in 1932. In 1956–1957. passed practice in the USSR (at the Gorky Automobile Plant and the Likhachev Plant). In the years 1957-1959 led the development committee of the Changchun Automobile Plant, the first-born of Chinese automobiles built with Soviet help. Since 1987, he has been one of Deng Xiaoping’s closest associates in conducting a course of reform and openness.

11. . See: Lovelock P., Clark T., Petrazini B.A. "Golden" projects of China: reengineering of the national economy // Harvard Business School. 1996. No. 9. P. 396.

12. . Chinese customs today. URL: http://english.customs.gov.cn/ Uploads / Reports / 2016% 20China% 20Customs.pdf.

13. . China has introduced a “single window” mode of operation at all customs points. URL: https://ria.ru/ 20171127 / 1509684458.html.

14. . The state of development of the single window mechanism. URL: http://www.eurasiancommission.org/ en / act / tam_sotr / edinoe_okno / Documents / Sbor_EEK_2017.pdf.

Comments

No posts found

Write a review
Translate