RAS History & PhilologyИзвестия Российской Академии наук. Серия литературы и языка Izvestiia Rossiiskoi akademii nauk. Seriia literatury i iazyka

  • ISSN (Print) 1605-7880
  • ISSN (Online) 2413-7715

Estate Real – Estate Literary: Vectors Of Creative Transformation. Ex. ed. Olga A. Bogdanovа. Moscow, IWL RAS Publ., 2021. 384 p. (Series “Russian Еstate in a Global Context.” Iss. No. 6) [in Russ.]

PII
S160578800021466-8-1
DOI
10.31857/S160578800021466-8
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume 81 / Issue 4
Pages
115-118
Abstract

           

Keywords
Date of publication
28.09.2022
Year of publication
2022
Number of purchasers
12
Views
335

Коллективная монография “Усадьба реальная – усадьба литературная: векторы творческого преображенияˮ (сост., отв. ред. О.А. Богданова) является продолжением научной книжной серии “Русская усадьба в мировом контекстеˮ (см., например: [1]), созданной в ИМЛИ им. А.М. Горького РАН в рамках проекта Российского научного фонда “Русская усадьба в литературе и культуре: отечественный и зарубежный взглядˮ (№ 18-18-00129; сроки реализации: 2018-2020). Рецензируемый шестой выпуск указанной серии подготовлен в 2021 году по итогам Международной научной конференции “Усадьба реальная – усадьба литературнаяˮ, проведенной ИМЛИ РАН совместно с Государственным литературно-мемориальным музеем-заповедником А.П. Чехова “Мелиховоˮ в сентябре 2020 года и при финансовой поддержке последнего.

В издании представлены работы 23 авторов из разных городов России (Москвы, Оренбурга, Екатеринбурга, Твери, Перми, Санкт-Петербурга) и ряда зарубежных стран (Беларуси, Испании, Японии, Италии), что обеспечивает широкий пространственный охват и многоаспектность представляемого труда. Композиционное решение книги включает в себя и хронологический, и проблемно-тематический подход, что обеспечивает целостность и в то же время многовекторность исследования. Как и в других выпусках серии, предлагается комплексный подход к феномену усадьбы в литературе (не только отечественной, но и мировой), не ограничивающийся решением проблем краеведческого или историко-реставрационного характера. Само выделение и системная характеристика “усадебного топосаˮ позволяют проследить динамическое развитие этого явления не только по временно́й вертикали (история воплощения «усадебного мифаˮ в художественных произведениях), но и по горизонтали: общее и частное, единое и отличное в жизни усадьбы и замка, сельской усадьбы и дачного поселка, их лингвостилистические отражения в тексте.

Компаративный аспект дает возможность обозначить универсальность “усадебного топосаˮ вне зависимости от национальной традиции и географического расположения (например, в статье испанских ученых Х.Л. Кальво Мартинеса и Н.Н. Арсентьевой «Философия уединения (тема Beatus ille) в “усадебной” поэзии Европы: Гораций, Фрай Луис де Леон, И.А. Бунин»), а также проследить путь “культурной преемственности от эллинистических колоний античности до современностиˮ [2] в контексте родовой усадьбы, как это видно в статье японского ученого В.Э. Молодякова “Усадьба Шарля Морраса Chemin de Paradis: конструирование смысловˮ. Интермедиальность усадебных сюжетов, естественность их перехода из литературных в скульптурно-живописные воплощения ярко показана в статье Е.Е. Дмитриевой “Сборник басен под открытым небом: состязание поэтов в Версальском лабиринтеˮ.

В рамках издания выполняются масштабные задачи фундаментального характера: верификация основных категорий, связанных с исследованием “усадебного топосаˮ, обсуждение и определение трансформаций “усадебного сверхтекстаˮ русской литературы. Особенное внимание в сборнике уделено семиотике усадьбы уже в так называемый постусадебный период (т.е. после исчезновения владельческих усадеб в Советской России), что открывает отдельное поле для изучения: феномен памяти, соотнесение ментальных процессов и “социокультурной деконтекстуализации образа усадьбыˮ [2]. Таким образом, в коллективной монографии представлены и историко-литературный подход в осмыслении феномена усадьбы, и междисциплинарный – сочетание элементов гуманитарной географии, музеологии, философии, социальной экономики, фольклористики, теоретико-литературного анализа, а также рассмотрение явлений в мировом контексте.

Отдельного внимания, как представляется, заслуживает новаторский подход, связанный с установлением связи и взаимовлияния психологии как внутреннего рефлексирующего взгляда и внешнего усадебного пространства, который можно назвать психопоэтикой пространства. Этому вопросу в первую очередь посвящена статья Ю.В. Шевчук «“Самонаблюдение” в пространстве: русская усадьба в лирике Анны Ахматовой 1910-х гг.», в которой акцентируется субъектная сторона организации лирики, ставится вопрос о семантическом значении пейзажа как движущегося зрения.

Особое внимание в исследованиях уделено анализу эго-документов и артефактов усадебной жизни, позволяющему не дистанцироваться от непосредственного жизненного опыта авторов, не терять связи между архитектурным текстом, т.е. эмпирической реальностью, и текстом литературным, вымышленным. Так, в коллективной монографии представлены “вторичные мемуарыˮ потомков тверских помещиков Вульфов – друзей А.С. Пушкина – А.Н. Понафидиной, О.Н. Вульф и А.Н. Болт (по архивным источникам), демонстрирующие сам процесс возникновения и формирования легенд и семейных преданий [3]. Освещается важный процесс трансформации и мифологизации образа семейной усадьбы последующими поколениями.

Безусловным новаторством представляется введение в научный аппарат исследования таких терминов, как «“усадебный сверхтекстˮ (в статье белорусского ученого О.А. Гриневич «Соотношение факта и вымысла в “усадебном текстеˮ В.В. Набокова»), “дачный топосˮ (в разделе «У истоков “дачного топоса”»), а также “топос хутораˮ, генетически связанный с украинской литературой, в статье А.В. Тоичкиной «П.А. Кулиш-хуторянин и его “хуторская философия” в историософской перспективе XXI в.». Кроме того, важную роль, как нам кажется, в становлении методологии литературоведческого усадьбоведения играет анализ геопоэтики. В статье А.В. Фирсовой «“Сад Пастернака”: поэтическая матрица в ландшафте» представлено взаимодействие реального ландшафта и художественных тропов, когда сквозь пространство сада просвечивает сюжетное и художественное бытие, сад ментальный, образный [5].

“Усадебный мифˮ в теологическом свете, как часть богоискательского вектора, представленный в работах Е.Ю. Кнорре «“Китеж советского времени”: образ “небесной коммуны” в “усадебном мифе” М.М. Пришвина (на материале дневника писателя 1920–1950-х гг.)» и М.С. Акимовой “Усадьба реальная и усадьба литературная в судьбе и творчестве С.Н. Дурылинаˮ, открывает такие новые коннотации, как “небесная коммунаˮ в творчестве М.М. Пришвина и автобиографические локусы в воспоминаниях С.Н. Дурылина. Поэтосфера усадьбы совмещает и телесное, и духовное начала, актуализирующиеся в категориях памяти и сохранения образа ХХ века. “Усадебный мифˮ приобретает новые значения, становится частью ушедшей культуры и традиции, и требует не только ментального контекста, но и реального воплощения. Так, духовная реальность воссоздается Дурылиным в действительности из фрагментов зданий разрушенного Страстного монастыря. Как отмечает М.С. Акимова, “иконический образ дома-усадьбы сформировал свободное духовно-нравственное пространство в самые несвободные советские годыˮ [3]. Подобная трансформация – от образа усадьбы в памяти в усадьбу нового типа в новой реальности, сохраняющей важнейшие доминанты “золотого векаˮ русской усадебной жизни – пушкинской эпохи – наиважнейшее наблюдение во всей книге.

“Усадебный мифˮ не столько деконструируется, сколько реконструируется, внимание к этому процессу в настоящем издании является логичным продолжением третьего выпуска серии “Русская усадьба в мировом контекстеˮ – коллективной монографии “Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина +ˮ (М.: ИМЛИ РАН, 2020), однако в представленном труде акцент смещен на биографический контекст: роль детства, этого истока памяти, в формировании быта и литературы в тяжелые, катастрофические периоды истории.

Особенно перспективным представляется исследование “дачного топосаˮ, этому вопросу уделено не так много исследований (Е.Н. Строгановой “Дачные сюжеты в женской прозе рубежа XIX–XX вв.ˮ и итальянского ученого Э. Мари «О понятии петербургского “дачного фольклора” конца XIX – начала XX в.»), однако они позволяют обратиться не только к конкретным локусам (Петровско-Разумовскому, Любимовке, Парголову, Куоккале и др.), но и установить связи между литературой художественной и культурой народной, определяющие тип досуга в дачных местностях России начала XX века. “Дачный топосˮ оказывается точкой совмещения высокой и массовой литературы, совершенно своеобычным пространством бытования культуры.

В статье О.А. Богдановой «”Усадебный текст” Георгия Чулкова: неомифология писательских имен в повести “Дом на песке”» практически впервые в науке исследованы особенности “усадебного топосаˮ в контексте символизма. Здесь выявлен его “неомифологический модусˮ, присущий литературе Серебряного века в целом, и рассмотрена одна из его граней – неомифология писательских имен, указывающая на принципиальную погруженность символистского “усадебного текстаˮ в межнациональный литературный контекст.

Отметим также обращение многих авторов сборника к свежему литературному материалу, ранее практически не рассматриваемому в литературоведении: так, О.А. Богданова исследует малоизвестные повести и рассказы Г.И. Чулкова, М.В. Михайлова и А.В. Назарова – произведения Е.Н. Чирикова, Е.А. Андрущенко – мемуары Б.Н. Чичерина, Н.В. Пращерук – автобиографический роман нашей современницы Е.Р. Домбровской и т.д. Однако и В.Г. Андреева, и Ю.В. Доманский, и А.А. Журавлева, и Т.М. Жаплова, посвятившие свои работы известным писателям (Л.Н. Толстому, А.П. Чехову, И.А. Бунину и др.), смогли найти новаторские ракурсы в освещении усадебной темы в их произведениях.

Надеемся, что серия “Русская усадьба в мировом контекстеˮ вскоре порадует читателей новыми выпусками, в которых получат дальнейшее развитие и теоретико-методологическое, и междисциплинарное, и компаративное направления, столь полно и разностороннее представленные в рецензируемом издании, и воплотятся в действительность стремления его авторов собрать и классифицировать литературный материал рубежа XX–XXI веков в усадебно-дачном аспекте. Последнее, безусловно, вызовет интерес своей принципиальной новизной.

References

  1. 1. Fenomen russkoj literaturnoj usad’by: ot Chekhova do Sorokina+: Kollektivnaya monografiya [The Phenomenon of the Russian Literary Estate: from Chekhov to Sorokin+: Collective Monograph, ex. ed. Olga A. Bogdanova]. Moscow, IWL RAS Publ., 2020. 344 p. (Seriya “Russkaya usad’ba v mirovom kontekste”. Vyp. 3 [Series “Russian Еstate in a Global Context.” Iss. No. 3]). (In Russ.)
  2. 2. Bogdanova, O.A. Zhivyye korni literaturnykh usadeb. Predisloviye [The Living Roots of Literary Estates. Preface]. Usad’ba real'naya – usad’ba literaturnaya: vektory tvorcheskogo preobrazheniya: Kollektivnaya monografiya [Estate Real – Estate Literary: Vectors of Creative Transformation: Collective Monograph, ex. ed. Olga A. Bogdanova]. Moscow, IWL RAS Publ., 2021, pp. 18–30. (Seriya “Russkaya usad’ba v mirovom konteksteˮ. Vyp. 6 [Series “Russian Estate in a Global Context”. Iss. No. 6]). (In Russ.)
  3. 3. Stroganov, M.V. Bernovskie predaniia: dvorianskaia usad'ba v vospominaniiakh ee pitomtsev XX v. [Bernovsky Legends: a Noble Estate in the Memoirs of her Pets of the 20th Century]. Usad’ba real’naia – usad’ba literaturnaia: vektory tvorcheskogo preobrazheniia: Kollektivnaia monografiia [Estate Real – Estate Literary: Vectors of Creative Transformation: Collective Monograph, ex. ed. Olga A. Bogdanova]. Moscow, IWL RAS Publ., 2021, pp. 138–150. (Seriya “Russkaya usad’ba v mirovom konteksteˮ. Vyp. 6 [Series “Russian Estate in a Global Context”. Iss. No. 6]). (In Russ.)
  4. 4. Akimova, M.S. Usad’ba real’naya i usad’ba literaturnaya v sud’be i tvorchestve S.N. Durylina [The Real Estate and the Literary Estate in the Fate and Work of S.N. Durylin]. Usad’ba real’naya – usad’ba literaturnaya: vektory tvorcheskogo preobrazheniya: Kollektivnaya monografiya [Estate Real – Estate Literary: Vectors of Creative Transformation: Collective Monograph], ex. ed. Olga A. Bogdanova. Moscow, IWL RAS Publ., 2021, pp. 218–230. (Seriya “Russkaya usad’ba v mirovom konteksteˮ. Vyp. 6 [Series “Russian Estate in a Global Context”. Iss. No. 6]). (In Russ.)
  5. 5. Usad’ba real’naya – usad’ba literaturnaya: vektory tvorcheskogo preobrazheniya: Kollektivnaya monografiya [Estate Real – Estate Literary: Vectors of Creative Transformation: Collective Monograph, ex. ed. Olga A. Bogdanova]. Moscow, IWL RAS Publ., 2021. 384 p.
QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library