- Код статьи
- S1605788025020058-1
- DOI
- 10.31857/S1605788025020058
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 84 / Номер выпуска 2
- Страницы
- 51-60
- Аннотация
- В статье рассматривается проблема феномена персонажа драматических произведений Чехова, по нашему мнению, как это ни странно, аналога персонажа его художественной прозы. Аналога в том отношении, что персонаж чеховской драматургии состоит в том же онтологическом и эстетическом статусах, что и персонаж его художественной прозы, ему присущ тот же модус бытия – экзистенция, те же объективные и субъективные факторы личного его бытия, он имеет ту же склонность подменять реальное существование виртуальным, в результате чего он испытывает внутренний кризис (драматическая вина), но в конечном счёте благодаря жизненному опыту он обретает своё «я», что нивелирует его драматическую вину. Само понятие «вина» персонажа в условиях его зависимости от объективных факторов в значительной мере формализуется. И в драматических произведениях Чехова имеет место сюжет «истории души человеческой», воплощённый, однако, в множество сюжетных линий, каждая из которых имеет одинаковую структуру, а именно, план драматический и план эпический при ведущей роли последнего. Такая структура сюжета пьес Чехова обусловила особенности их композиции и жанровую их специфику (ироническая драма). Вывод: персонаж художественных произведений Чехова по своему эстетическому статусу – иронический герой. Материал статьи исследуется в историко-литературном контексте.
- Ключевые слова
- реализм классический и постклассический онтологический статус персонажа эстетический статус экзистенция личное бытие план эпический план драматический драматическая вина
- Дата публикации
- 19.09.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 21
Библиография
- 1. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М.: Художественная литература», 1978–1985. Т. 15. 431 с.
- 2. Семанова М.Л. Чехов – художник. М.: Просвещение, 1976. 223 с.
- 3. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. М.: Наука, 1966. 150 с.
- 4. Видуэцкая И.П. Способы создания иллюзии реальности в прозе зрелого Чехова // А.П. Чехов: Pro et Contra. Антология. Т. 3. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академией, 2016. 879 с.
- 5. Регоци И. Текст Чехова как текст жизни // Вопросы литературы. 2021. № 5. С. 88–108.
- 6. Маркович В.М. Цит. по статье В.А. Котельникова «О реализме и идеализме в литературе и в философии» // Русская литература. 2009. № 2. С. 3–30.
- 7. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. ст. М.: Прогресс, 1975. 468 с.
- 8. Михайлов И.И. Экзистенциальная философия А.П. Чехова // Русская философия XX века: Национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. 226 с.
- 9. Гинецинский В.И. Экзистенциально-психологические интенции художественного мира А.П. Чехова // Вестник С.-Петербургского ун-та. Научно-теоретический журнал. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. СПб., 2010. Вып. 2. 440 с.
- 10. Шестов Л. Творчество из ничего. СПб., 1906. 54 c.
- 11. Бялый Г.А. Драматургия А.П. Чехова // История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало ХХ века до 1917 года. Л.: Наука, 1987. 659 с.
- 12. Голомб Арай. Характеристики Чехова: реализуя столетний потенциал // Ибсен. Стриндберг. Чехов: Сб. ст. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. 402 с.
- 13. Шестов Л. Цит. по статье А.Д. Степанова «Лев Шестов о Чехове» // Чеховиана. Чехов и Серебряный век. М.: Наука, 1996. С. 75–79.
- 14. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М., 1986. Сочинения: В 18 т. Т. 13.