- PII
- S207054760005316-4-1
- DOI
- 10.18254/S207054760005316-4
- Publication type
- Article
- Status
- Published
- Authors
- Volume/ Edition
- Volume / Special Issue
- Pages
- 0
- Abstract
The article describes the circumstances that led to the suspension of the participation of the United States and Russia in the INF Treaty, and analyzes the possible consequences of its termination.
- Keywords
- USA, Russia, the INF Treaty, consequences of the INF Treaty termination
- Date of publication
- 30.05.2019
- Year of publication
- 2019
- Number of purchasers
- 94
- Views
- 3437
Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (Договор о РСМД) был подписан в Вашингтоне 8 декабря 1987 г. генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым и президентом США Рональдом Рейганом. Договор вступил в силу 1 июня 1988 г. и является бессрочным. Стороны Договора обязались за три года уничтожить все ракетные комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а в последующем не иметь, не производить и не испытывать никаких таких ракет и не производить никаких пусковых установок для таких ракет. Для контроля за выполнением Договора и разрешением проблемных вопросов, которые могли возникнуть при реализации мероприятий по нему, были учреждены Специальная контрольная комиссия (СКК) и система верификации, предусматривающая проведение сторонами Договора инспекций на местах – до десяти ежегодно в течение 13 лет после вступления Договора в силу, а также ещё одной инспекции на постоянной основе с целью контроля за производством мобильных баллистических ракет: в СССР – на Воткинском машиностроительном заводе в Удмуртии, в США – на заводе №1 «Геркулес» в г. Магна, штат Юта1.
Договор о РСМД стал первым в истории международным соглашением в области реального ядерного разоружения. Ликвидационные мероприятия по нему были завершены в мае 1991 г. При этом Советский Союз уничтожил в общей сложности 1846 ракет, а Соединённые Штаты – 846 ракет2. Также была ликвидирована вся инфраструктура, связанная с этими ракетами, а именно: пусковые установки, стартовые сооружения, транспортные средства, вспомогательное оборудование и другая техника, которые размещались на 109 объектах в СССР, шести объектах в ГДР и одном объекте в Чехословакии, а также на 32 американских объектах, находившихся как на территории США, так и в пяти европейских странах – участницах НАТО: Бельгии, Великобритании, Италии, Нидерландах и ФРГ3.
3. Антонов А.И. Указ. соч. С. 27.
После того, как в декабре 1991 г. распался Советский Союз, а Россия была признана международным сообществом его правопреемницей, возникла необходимость присоединения к Договору о РСМД и обретших независимость Белоруссии, Казахстана и Украины, поскольку на их территории находились объекты, на которых ранее размещались баллистические ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования, и эти объекты подлежали контролю инспекционными группами США. В 1992 г. в Лиссабоне (Португалия) на саммите глав пяти государств – США, России, Белоруссии, Казахстана и Украины – был подписан Протокол о расширении числа участников в Договоре о РСМД4.
В мае 2001 г. была завершена инспекционная деятельность по Договору о РСМД и с тех пор контроль за его соблюдением осуществляется только с использованием национальных технических средств контроля (НТСК)5, главным образом разведывательных космических аппаратов. В 2003 г. была упразднена деятельность СКК, что, как оказалось впоследствии, было ошибочным шагом.
Сегодня следует напомнить, что подписание Договора о РСМД стало реальной демонстрацией прагматического подхода Москвы и Вашингтона к выходу из становившейся в то время всё более взрывоопасной ситуации нарастания ядерного противостояния в Европе двух сверхдержав – СССР и США, а ликвидация их ракет средней и меньшей дальности наземного базирования способствовала нормализации военно-политической ситуации не только в Европе, но и мире в целом. И эта стабилизирующая значимость Договора о РСМД для международной безопасности до сих пор остаётся актуальной. Она даже возросла на фоне произошедшего в последние годы резкого ухудшения отношений между Россией и Западом из-за известных событий на Украине, усугублённых взаимными санкциями и наращиванием военного потенциала НАТО вблизи российских границ.
Поэтому столь важно сохранить Договор о РСМД, который ныне стал предметом противоречий и взаимных обвинений России и США в нарушении его положений.
Российская сторона обвиняет США: 1) в использовании для тестирования систем противоракетной обороны (ПРО) баллистических ракет-мишеней Hera, LRALT и MRT, которые фактически являются аналогом тех баллистических ракет, производство которых запрещено Договором о РСМД; 2) в создании и развёртывании в войсках боевых беспилотных летательных аппаратов Predator и Reaper с радиусом действия свыше 500 км, которые подпадают под зафиксированное в Договоре определение крылатой ракеты6 и потому должны быть запрещены; 3) в размещении на территории Румынии противоракетного комплекса Aegis Ashore с корабельными универсальными пусковыми установками Mk-41, способными запускать не только противоракеты Standard-3M, но и ударные крылатые ракеты Tomahawk, обладающие дальностью до 2500 км, что является прямым нарушением Договора о РСМД7.
7. К 2020 году аналогичный противоракетный комплекс Aegis Ashore будет развернут и в Польше // Пентагон рассказал Сенату США о провале с ПРО в Польше. Взгляд, 12 апреля 2018 г. Доступ: >>> (дата обращения: 17.04.2018).
Американская сторона считает эти претензии несостоятельными и, в свою очередь, обвиняет Россию в том, что она разработала, испытала и развёртывает в войсках новую крылатую ракету наземного базирования 9М729 (SSC-8 по классификации США), которая якобы обладает дальностью свыше 500 км. Российская сторона подтвердила существование этой крылатой ракеты, но отрицает, что она по своим характеристикам нарушает Договор о РСМД8.
Ведущийся с 2014 г. российско-американский диалог на высоком политическом уровне по урегулированию взаимных претензий сторон в отношении соблюдения Договора о РСМД результатов до сих пор не дал. Не помогло и возобновление в конце 2016 г. деятельности СКК, поскольку выбранный формат её работы не предусмотрел обсуждение на системной основе российскими и американскими техническими специалистами всех спорных аспектов, касающиеся выполнения Договора с нахождением по ним приемлемых компромиссов.
С приходом к власти в США в начале 2017 г. новой администрации во главе с президентом Дональдом Трампом курс на обвинение России в нарушении ею Договора о РСМД не только усилился, но и резко ужесточился, грозя ей санкциями, и при этом напрочь отвергаются аргументы российской стороны о том, что она не нарушает этот Договор, а сами США его нарушают. С назначением же весной 2018 г. Джона Болтона9 на должность советника президента по национальной безопасности, в Белом доме стало созревать решение о выходе США из Договора о РСМД под предлогом того, что Россия якобы продолжает нарушать этот Договор.
На самом деле это решение обусловлено другой глубинной причиной, связанной с Китаем, который, в отличие от России и США, не имеет международных обязательств по запрещению создания и развёртывания в войсках ракетных систем средней и меньшей дальности наземного базирования. Он быстро наращивает арсенал этих вооружений. В настоящее время на вооружении Ракетных войск НОАК находятся баллистические ракеты меньшей дальности DF-11, DF-15 и DF-16, баллистические ракеты средней дальности DF-4, DF-21 нескольких модификаций и DF-26, а также крылатые ракеты DH-10 с дальностью свыше 1500 км. Эти ракеты оснащаются как ядерными, так и обычными боезарядами. По данным ежегодного доклада Министерства обороны Конгрессу США, опубликованного в мае 2018 г., в боевом составе Ракетных войск НОАК имеется 250–300 пусковых установок с боезапасом в 1000–1200 ракет меньшей дальности и 100–150 пусковых установок с боезапасом до 330 ракет средней дальности (до 30 ракет с дальностью 3000–5400 км и примерно 300 ракет с дальностью 1500–3000 км)10. Как считают в Министерстве обороны, этот ракетный арсенал подрывает безопасность не только Тайваня, но и баз США и их военно-морских сил в западной части Тихого океана, тем более что Китай становится всё более воинственным и политически напористым, как, например, в Южно-Китайском море.
Такая ситуация не устраивает США. Они усматривают в этом свою ущербность в военном отношении, поэтому и стремятся к выходу из Договора о РСМД, чтобы, как заявил Дональд Трамп, развивать ракетные вооружения средней и меньшей дальности11. А чтобы выйти из Договора и при этом сохранить своё реноме приверженца международным обязательствам, американская администрация и выдвинула предлог: якобы Россия нарушает этот Договор, поэтому США вынуждены выйти из него.
С учётом сказанного выше, сделанное 20 октября 2018 г. Дональдом Трампом заявление о его намерении вывести США из Договора о РСМД было вполне ожидаемо в России12. Примечательно, что буквально всего за несколько дней до этого заявления Дональда Трампа американцы через своё посольство в Москве передали в МИД России развёрнутый перечень вопросов, которые вызывают у них подозрение в несоблюдении российской стороной Договора о РСМД13. Но после сделанного Дональдом Трампом заявления, как отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, американцами «было объявлено, что вопросник вопросником, а они выходят из Договора о РСМД»14.
13. Этот вопросник МИД России направило в Минобороны России и другие ведомства, которые должны были изучить претензии США и подготовить на них ответы.
14. Москва готовит ответы на претензии США по ДРСМД. Коммерсант, 28 октября 2018 г. Доступ: >>> (дата обращения: 30.10.2018).
Для разъяснения российской стороне мотивов выхода США из Договора о РСМД в Москву прибыл Джон Болтон. В течение 22–23 октября 2018 г. он провёл встречи с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, министром обороны России Сергеем Шойгу и президентом России Владимиром Путиным. В ходе этих встреч Джон Болтон подтвердил намерение США выйти из Договора о РСМД, объяснив это «новой стратегической реальностью». Он указал на то, что существует ряд таких государств, как Китай, Иран и КНДР, которые не участвуют в Договоре о РСМД, но обладают возможностями использовать наземные ракетные системы средней и меньшей дальности. И при этом Джон Болтон не удержался от того, чтобы в очередной раз обвинить Россию в нарушении Договора о РСМД и отвергнуть обоснованные претензии российской стороны к США в нарушении ими этого Договора15.
28 октября 2018 г. Сергей Лавров в интервью программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1» отметил, что во время встречи Владимира Путина и Джона Болтона тема выхода США из Договора о РСМД обсуждалась без каких-либо эмоций, а «президент России очень чётко сказал, что мы понимаем, что это решение США и что мы не можем на это решение повлиять»16.
Против решения Дональда Трампа по Договору о РСМД довольно солидарно выступила «объединённая Европа» в лице её наднационального центра в Брюсселе и таких «грандов», как Германия и Франция. Так, в заявлении пресс-секретаря главы внешнеполитического ведомства ЕС Федерики Могерини было сказано: «Договор о РСМД внёс свой вклад в окончание холодной войны и составляет основу архитектуры европейской безопасности. Его необходимо сохранить. Миру не нужна новая гонка вооружений, которая не принесёт пользу никому, а, напротив, усилит нестабильность»17, а генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил: «Мы не хотим новой холодной войны, мы не хотим новой гонки вооружений»18. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас в интервью Funke сообщил, что он обратился к НАТО для сохранения Договора о РСМД, поскольку тот затрагивает жизненно важные интересы Европы19. Франция также в похожих выражениях предостерегла насчёт «поспешных односторонних решений президента США в отношении Договора о РСМД». Об этом заявил официальный представитель французского МИД20.
18. Stoltenberg: NATO doesn’t want a new Cold War. AP News, 1 March 2019. Available at: >>> (accessed: 04.03.2019).
19. “Preventing a new arms race” // German Federal Foreign Office. 23 October 2018. Available at: >>> (accessed: 27.10.2018).
20. МИД Франции предостерёг от поспешных шагов в отношении Договора о РСМД. ТАСС, 22.10.2019. Доступ: >>> (дата обращения: 10.01.2019).
Увидев такую реакцию «объединённой Европы», Россия пошла на то, чтобы после визита Джона Болтона предпринять новые попытки сохранить Договор о РСМД. Она официально представила в секретариат ООН и председателю Первого комитета этой всемирной организации текст резолюции в поддержку этого Договора. Однако 26 октября 2018 г. Первый комитет ООН большинством голосов отклонил рассмотрение этого российского документа, используя формальный предлог о нарушении Россией регламента по срокам представления на рассмотрение подобных документов. Но Россия всё же добилась того, чтобы резолюция в поддержку Договора о РСМД была вынесена на одобрение Генеральной Ассамблеей ООН. К сожалению, на состоявшемся 21 декабря 2018 г. голосовании Генеральная Ассамблея ООН не приняла данную российскую резолюцию: за её принятие проголосовали 43 страны, против – 46, воздержались – 78 стран21. Американцы сумели выкрутить руки своим союзникам и партнёрам в ООН, заставив их проголосовать так, как нужно им.
Ещё до вышеуказанного голосования госсекретарь США Майк Помпео сделал 4 декабря 2018 г. заявление, в котором в ультимативной форме потребовал от России прекратить нарушение Договора о РСМД и уничтожить крылатую ракету 9М729, а если Россия этого не сделает, то США через 60 дней (т.е. после 2 февраля 2019 г.) приостановят выполнение своих обязательств по этому Договору и начнут отсчёт шестимесячного периода до выхода из него22. Москва, восприняв негативно это американское заявление, всё же не поддалась эмоциям и предложила Вашингтону продолжить консультации по Договору о РСМД, имея целью его сохранение.
15 января 2019 г. в Женеве прошли закрытые российско-американские консультации о судьбе Договора о РСМД. Российскую делегацию возглавлял заместитель главы МИД России Сергей Рябков, американскую – первый заместитель госсекретаря США Андреа Томпсон. Итогами длившейся около двух часов встречи остались недовольны обе стороны: как было заявлено, «продвижения вперед не произошло»23. Американская сторона продолжала бескомпромиссно настаивать на необходимости уничтожения Россией крылатой ракеты 9М729 и безапелляционно отвергала все выдвинутые Россией претензии к США по нарушению ими положений Договора о РСМД. Российская сторона призывала Соединённые Штаты отказаться от «языка ультиматумов» и поговорить о конкретных мерах по сохранению Договора о РСМД. В частности, американцам было предложено осуществить брифинг с показом для их экспертов крылатой ракеты 9М729 и её транспортно-пусковой установки в обмен на американские меры транспарентности для российских экспертов в отношении противоракетного комплекса Aegis Ashore, развёрнутого в Румынии, и других средств вооружения, являющихся предметом российских озабоченностей. Но эта российская инициатива была отвергнута американской стороной, которая даже не захотела вникнуть в существо российских предложений.
По итогам женевской встречи Сергей Рябков сказал журналистам: «После контакта в Женеве мы видим чёткое стремление Вашингтона довести до конца, до логического завершения заявленную линию на слом Договора о РСМД»24. В свою очередь, Андреа Томпсон в интервью корреспонденту российской газеты «Коммерсантъ» Елене Черненко заявила: «Мы дали России 60 дней, и часы продолжают тикать. У России до 2 февраля ещё есть шанс вернуться к исполнению Договора о РСМД»25.
25. «Русские должны уничтожить ракету»: замгоссекретаря США Андреа Томпсон – о том, как спасти Договор о РСМД. Коммерсант, 17 января 2019 г., Доступ: >>> (дата обращения: 20.01.2019).
В условиях, когда американская сторона так и не дала российской стороне возможность на деле доказать в двустороннем формате, что она не нарушает Договор о РСМД, в Москве посчитали необходимым сделать это публично с привлечением военных специалистов из заинтересованных стран. 23 января 2019 г. в Подмосковье на базе Конгрессно-выставочного центра Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот» Министерство обороны России в рамках добровольной транспарентности провело специальный брифинг для иностранных военных атташе с представлением грунтово-подвижного оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» с крылатыми ракетами 9М728 и 9М729.
Для участия в вышеуказанном мероприятии были приглашены представители государств ОДКБ, БРИКС, ЕС и НАТО, а также некоторых других европейских и азиатских стран. Но США, Великобритания, Франция и Германия, как и руководство ЕС и НАТО, проигнорировали это мероприятие, которое освещали около 250 журналистов, в том числе свыше 100 представителей зарубежных средств массовой информации.
Участникам брифинга была продемонстрирована выложенная на стеллаже крылатая ракета 9М729 и представлена информация о её устройстве и тактико-технических характеристиках, а на смотровой площадке были выставлены транспортно-пусковая установка для этой крылатой ракеты, её транспортно-пусковой контейнер и транспортно-пусковой контейнер другой крылатой ракеты 9М72826.
Представлявший российское военное ведомство на брифинге начальник ракетных войск и артиллерии Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Михаил Матвеевский в своём выступлении рассказал об отличиях крылатых ракет 9М72827 и 9М729 и транспортно-пусковых установок для них.
Было отмечено, что крылатые ракеты 9М728 и 9М729 унифицированы по большинству основных агрегатов, но на ракете 9М729 размещено боевое оснащение повышенного могущества и новый бортовой комплекс управления, обеспечивающий более высокую точность поражения цели. Эти изменения при сохранении диаметра ракеты привели к увеличению её длины и, как следствие этого, размера транспортно-пускового контейнера для неё (общая длина контейнера возросла на 53 см). Соответственно, увеличилась и масса ракеты 9М729, но при этом стартовый и маршевый двигатели с топливной системой этой ракеты остались без изменения – объём (масса) топлива у неё остаётся такой же, как в ракете 9М72828. В результате максимальная дальность полёта ракеты 9М729 уменьшилась на 10 км по сравнению с ракетой 9М728 и составляет 480 км (указанная дальность была подтверждена в ходе стратегического командно-штабного учения «Запад-2017», поведённого Вооружёнными Силами Российской Федерации летом 2017 года).
Изменившиеся по длине габаритные размеры ракеты 9М729 и её контейнера не позволяют разместить его на той транспортно-пусковой установке, которая предназначена для ракеты 9М728. Поэтому для ракеты 9М729 разработан специализированный вариант транспортно-пусковой установки. Кроме того, на нём размещаются четыре ракеты 9М729, а не две ракеты 9М728, как на предшествующем образце транспортно-пусковой установки. Соответственно, это привело к увеличению длины транспортно-пусковой установки и её высоты.
Как представляется, та информация, которая была представлена на брифинге, вполне достаточна для того, чтобы неангажированные военные специалисты могли убедиться, что крылатая ракета 9М729 не подпадает под сферу охвата Договора о РСМД, а поэтому обвинения со стороны США в нарушении Россией Договора о РСМД не состоятельны.
Однако США не изменили своей позиции по крылатой ракете 9М729 после её демонстрации. Как заявила официальный представитель посольства США в России Андреа Калан, «демонстрация российской ракеты 9М729 не разубедила США в том, что Россия нарушает Договор о РСМД»29.
Исходя из сказанного выше, вполне ожидаемо, что после этого решение Вашингтона о выходе из Договора о РСМД не претерпело изменений. 2 февраля 2019 г. Соединённые Штаты передали России и другим участникам Договора о РСМД (Белоруссия, Казахстан и Украина) официальную ноту о приостановлении своего участия в этом Договоре и объявили, что они выйдут из него в течение шести месяцев в соответствии со статьёй XV Договора30. В ответ на эти действия Вашингтона президент России Владимир Путин в тот же день объявил, что Москва так же приостанавливает своё участие в Договоре о РСМД, и поручил МИД и Минобороны России прекратить попытки инициировать переговоры по Договору о РСМД31. А 4 марта 2019 г. это решение российского президента было юридически оформлено его указом, в котором, в частности, было поручено МИД России направить государствам – участникам Договора о РСМД уведомление о приостановлении выполнения Россией этого Договора32. Эти шаги США и России похоронили Договор о РСМД.
31. Коростиков М., Сафронов И. Ракеты в свободном полёте. Коммерсант, 4 февраля 2019 г. Доступ: >>> (дата обращения: 10.02.2019).
32. Указ президента Российской Федерации «О приостановлении Российской Федерацией выполнения Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности». Официальный сайт Президента России, 4 марта 2019 г. Доступ: >>> (дата обращения: 05.03.2019).
Какие же будут последствия у этого события?
Первое. Режим контроля над ядерными вооружениями России и США будет существенно подорван, поскольку из его сферы будут исключены ракетные системы средней и меньшей дальности наземного базирования. Это не только приведёт к обращению вспять двустороннего ядерного разоружения, но и будет иметь тяжёлые и далеко идущие последствия для международной безопасности, поскольку по сложившейся по итогам холодной войны системе контроля над вооружениями будет нанесён серьёзнейший удар.
Второе. Выйдя из Договора о РСМД, Соединённые Штаты начнут создавать наземные ракетные системы средней и меньшей дальности. На эти их действия последует ответная реакция не только со стороны России, о чём уже объявил российский президент33, но и Китая, а также тех других стран, которые будут испытывать опасения за свою безопасность в связи с наращиванием ракетно-ядерного потенциала у США, России и Китая. Возникнет неконтролируемая гонка ракетно-ядерных вооружений, которая поставит под реальную угрозу сохранение Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Разрушение этого Договора, если оно произойдет, неминуемо вызовет в мире ядерный хаос, и тогда о глобальной стратегической стабильности придётся забыть надолго, если не навсегда.
Третье. Если США развернут свои наземные баллистические ракеты средней и меньшей дальности в Европе вблизи российских границ, к примеру, в Прибалтике, то это в корне изменит сложившуюся ситуацию с обеспечением военной безопасности России. Эти ракеты потенциально будут способны нанести по России превентивный ракетно-ядерный удар с подлётным временем боевых блоков к целям через одну-четыре минуты после их обнаружения. Это лишает Россию возможности в ответных действиях реализовать ныне действующую её ядерную доктрину с опорой на ответно-встречный ракетно-ядерный удар, поскольку для этого у Москвы просто не окажется потребного времени. Как следствие, создастся ситуация вынужденного перехода России к нанесению сильно ослабленного ответного ракетно-ядерного удара. Как представляется, это не может устроить военно-политическое руководство России. Поэтому оно будет обречено на то, чтобы скорректировать ядерную доктрину России, предусмотрев в ней и возможность нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара по изготовившемуся к нападению на неё агрессору.
Если это случится, то в российско-американских отношениях в военной сфере возникнет такая напряжённость, которая будет даже хуже той, что была в начале и середине 80-х годов прошлого века до подписания СССР и США Договора о РСМД. Риски непреднамеренного или же случайного развязывания ядерной войны неизмеримо возрастут.
Заключение
Как вывод из всего вышесказанного, раз уж международное сообщество не сподобилось на то, чтобы сохранить Договор о РСМД (свидетельством чему являются итоги декабрьского 2018 г. голосования в Генеральной Ассамблее ООН по российской резолюции в поддержку Договора о РСМД), то сейчас жизненно необходимо сделать всё возможное для того, чтобы по максимуму минимизировать те негативные последствия распада этого Договора, которые способны довести до крайности риски развязывания ядерной войны. Для этого необходимо по меньшей мере гарантированно исключить возможность развёртывания Соединёнными Штатами наземных ракетных систем средней и меньшей дальности в Европе.
Достижению этой цели может способствовать объявленный Москвой мораторий на развёртывание наземных ракетных систем средней и меньшей дальности в Европе или в других регионах мира до тех пор, пока американцы не начнут развёртывание ракетных систем этого класса где бы то ни было34. Возможно также, чтобы Москва предложила США принять двустороннее политическое обязательство о неразвёртывании указанных выше ракетных систем «от Атлантики до Урала». Конечно же, лучше было бы юридически оформить это обязательство, но нынешняя американская администрация вряд ли на это согласится.
Что касается Тихоокеанского региона, то в его западной части Китай обладает подавляющим превосходством по наземным ракетным системам средней и меньшей дальности. Поэтому следует ожидать, что именно здесь Соединённые Штаты приступят в первоочередном порядке к развёртыванию создаваемых наземных ракетных систем средней и меньшей дальности, склоняя к этому своих союзников, прежде всего Японию. На эти действия Соединённых Штатов России следует реагировать сдержанно, чтобы не обострить там и так напряжённую обстановку.
References
- 1. Dogovor mezhdu Soyuzom Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik i Soedinyonnymi Shtatami Ameriki o likvidatsii ikh raket srednej dal'nosti i men'shej dal'nosti. Organizatsiya Ob'edinyonnykh Natsij. Dostup: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/treaty.pdf (data obrascheniya: 28.02.2019).
- 2. V SSSR bylo unichtozheno 809 ballisticheskikh raket srednej dal'nosti (R-12 = 149, R-14 = 6, RSD-10 = 654), 957 ballisticheskikh raket men'shej dal'nosti (OTR-22 = 718, OTR-23 = 239) i 80 krylatykh raket RK-55, a v SShA – 234 ballisticheskie rakety srednej dal'nosti Pershing-2, 169 ballisticheskikh raket men'shej dal'nosti Pershing-1A i 443 krylatye rakety BGM-109G. Antonov A.I. Kontrol' nad vooruzheniyami: istoriya, sostoyanie, perspektivy. M.: ROSSPEhN; PIR-Tsentr, 2012. S. 28.
- 3. Antonov A.I. Ukaz. soch. S. 27.
- 4. Ehtot dokument, kotoryj shiroko izvesten kak Lissabonskij protokol, stal neot'emlemoj chast'yu Dogovora o RSMD posle ego ratifikatsii vsemi stranami-podpisantami. Ehtot protsess byl zavershyon v 1994 godu. Sm.: Protokol k Dogovoru mezhdu Soyuzom Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik i Soedinennymi Shtatami Ameriki o sokraschenii i ogranichenii strategicheskikh nastupatel'nykh vooruzhenij (Lissabonskij protokol). // Yadernoe nerasprostranenie / Pod obsch. red. V.A. Orlova. T. 2. M.: PIR-Tsentr, 2002. S. 113-118.
- 5. Antonov A.I. Ukaz. soch. S. 29.
- 6. K 2020 godu analogichnyj protivoraketnyj kompleks Aegis Ashore budet razvernut i v Pol'she // Pentagon rasskazal Senatu SShA o provale s PRO v Pol'she. Vzglyad, 12 aprelya 2018 g. Dostup: https://vz.ru/news/2018/4/12/917235.html (data obrascheniya: 17.04.2018).
- 7. V podtverzhdenie togo, chto krylataya raketa 9M729 ne narushaet Dogovor o RSMD, rossijskaya storona peredala SShA polnuyu informatsiyu o tom, kogda i na kakuyu dal'nost' provodilis' ispytaniya ehtoj rakety. Sdelat' ehto Rossii smogla posle togo, kogda v kontse 2017 goda stalo izvestno, chto SShA imeyut v vidu imenno krylatuyu raketu 9M729, obvinyaya Rossiyu s 2014 goda v narushenii Dogovora o RSMD. Do ehtogo momenta oni otkazyvalis' konkretizirovat' tip rossijskoj krylatoj rakety, narushayuschej Dogovor o RSMD, ssylayas' na opasenie raskryt' istochnik informatsii. Lavrov: Rossiya provodila ispytaniya rakety 9M729 soglasno trebovaniyam DRSMD. Kommersant, 18 yanvarya 2019 g. Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3858904?utm_source=hot&utm_medium=email&utm_campaign=newsletter (data obrascheniya: 28.02.2019).
- 8. U.S. Department of Defense. Annual Report to Congress. Military and Security Developments Involving the People’s Republic of China 2018. May 2018. Available at: https://media.defense.gov/2018/Aug/16/2001955282/-1/-1/1/2018-china-military-power-report.pdf (accessed: 28.02.2019).
- 9. Trump says he’s terminating a major nuclear treaty with Russia. ABC News. 22 October 2018. Available at: https://abcnews.go.com/Politics/trump-terminating-major-nuclear-treaty-russia/story?id=58661973 (accessed: 28.02.2019).
- 10. V chastnosti, ehtot fakt podtverdil prezident Rossii Vladimir Putin vo vremya provedennoj 24 oktyabrya 2018 g. press-konferentsii po itogam ego vstrechi s prem'er-ministrom Italii Dzhuzeppe Konti. Otvechaya na vopros odnogo iz predstavitelej SMI po povodu vykhoda SShA iz Dogovora o RSMD, on poyasnil, chto reshenie v SShA o vykhode iz Dogovora o RSMD bylo prinyato znachitel'no ran'she, na dnyakh ob ehtom prosto ob'yavili. / Putin prokommentiroval namereniya SShA vyjti iz DRSMD / RT na russkom, 24.10.2018. Dostup: https://russian.rt.com/world/news/567178-putin-ssha-drsmd (data obrascheniya: 28.02.2019).
- 11. Moskva gotovit otvety na pretenzii SShA po DRSMD. Kommersant, 28 oktyabrya 2018 g. Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3784977 (data obrascheniya: 30.10.2018).
- 12. Podrobnee sm. «Tol'ko dve strany v mire svyazany Dogovorom o RSMD, i odna narushaet ego»: sovetnik prezidenta SShA po natsbezopasnosti Dzhon Bolton – o peregovorakh v Moskve. Kommersant, 22 oktyabrya 2018 g. Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3854724 (data obrascheniya: 25.10.2018). Moskva gotovit otvety na pretenzii SShA po DRSMD…
- 13. Statement on the Treaty on Intermediate-Range Nuclear Forces in Europe. European Union External Action, October 22, 2018. Available at: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/52520/statement-treaty-intermediate-range-nuclear-forces-europe_en (accessed: 25.10.2018).
- 14. Stoltenberg: NATO doesn’t want a new Cold War. AP News, 1 March 2019. Available at: https://apnews.com/6b7bb30e991e4dbf92235934807a4e65 (accessed: 04.03.2019).
- 15. “Preventing a new arms race” // German Federal Foreign Office. 23 October 2018. Available at: https://www.auswaertiges-amt.de/en/newsroom/news/maas-funke-mediengruppe-inf-treaty/2152660 (accessed: 27.10.2018).
- 16. MID Frantsii predosteryog ot pospeshnykh shagov v otnoshenii Dogovora o RSMD. TASS, 22.10.2019. Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3854724 (data obrascheniya: 10.01.2019).
- 17. General Assembly Rejects Resolution Calling for Strengthening Russian-United States Compliance with Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty. United Nations, 21 December 2018. Available at: https://www.un.org/press/en/2018/ga12116.doc.htm (accessed: 10.01.2019).
- 18. Press Availability at NATO Headquarters. U.S. State Department, 4 December 2018. Available at: https://www.un.org/press/en/2018/ga12116.doc.htm (accessed: 15.01.2019).
- 19. Ryabkov: SShA idut na slom Dogovora o RSMD. Kommersant, 15 yanvarya 2019 g. Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3854724 (data obrascheniya: 16.01.2019).
- 20. «Russkie dolzhny unichtozhit' raketu»: zamgossekretarya SShA Andrea Tompson – o tom, kak spasti Dogovor o RSMD. Kommersant, 17 yanvarya 2019 g., Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3855583 (data obrascheniya: 20.01.2019).
- 21. V Rossii pokazali inostrantsam sverkhsekretnye rakety dlya «Iskanderov». Moskovskij komsomolets, 23 yanvarya 2019 g. Dostup: https://www.mk.ru/politics/2019/01/23/v-rossii-pokazali-inostrancam-sverkhsekretnye-rakety-dlya-iskanderov.html (data obrascheniya: 25.01.2019).
- 22. Krylatye rakety 9M728 i 9M729 snaryazhayutsya boevoj chast'yu i zapravlyayutsya toplivom tol'ko v zavodskikh usloviyakh. Massa topliva pri ehtom obespechivaet maksimal'nuyu konstruktivnuyu dal'nost' poleta, ogranichennuyu trebovaniyami Dogovora o RSMD. V vojska ehti rakety postavlyayutsya v spetsial'nykh kontejnerakh, a poehtomu izmenenie massy topliva i ikh dozapravka v vojskovykh usloviyakh nevozmozhny // V Rossii pokazali inostrantsam sverkhsekretnye rakety dlya «Iskanderov»…
- 23. SShA ne izmenili pozitsii po rakete 9M729 posle eyo demonstratsii. Kommersant, 24 yanvarya 2019 g. Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3861691 (data obrascheniya: 25.01.2019).
- 24. U.S. Intent to Withdraw from the INF Treaty February 2, 2019. U.S. Department of State, 2 February 2019. Available at: https://www.state.gov/secretary/remarks/2019/02/288722.htm (accessed: 10.02.1019).
- 25. Korostikov M., Safronov I. Rakety v svobodnom polyote. Kommersant, 4 fevralya 2019 g. Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3873393 (data obrascheniya: 10.02.2019).
- 26. Ukaz prezidenta Rossijskoj Federatsii «O priostanovlenii Rossijskoj Federatsiej vypolneniya Dogovora mezhdu Soyuzom Sovetskikh Sotsialisticheskikh Respublik i Soedinennymi Shtatami Ameriki o likvidatsii ikh raket srednej dal'nosti i men'shej dal'nosti». Ofitsial'nyj sajt Prezidenta Rossii, 4 marta 2019 g. Dostup: http://www.kremlin.ru/acts/news/59939 (data obrascheniya: 05.03.2019).
- 27. Rossiya otvetit na vykhod SShA iz DRSMD razrabotkoj novykh raket. Kommersant, 2 fevralya 2019 g. Dostup: https://www.kommersant.ru/doc/3873206 (data obrascheniya: 10.03.2019).
- 28. Korostikov M., Safronov I. Ukaz. soch.