- Код статьи
- S241377150000616-0-1
- DOI
- 10.7868/S0000616-0-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 71 / Выпуск № 4
- Страницы
- 52-59
- Аннотация
- Вопрос о законченности повести Лермонтова “Штосс” обсуждается на основе анализа его внутренней структуры. В тексте содержится ключевой для смысла произведения лейтмотив, схематически повторяющий сюжет “Лесного царя” (отдача или утрата творения, попадающего во власть чуждых сил). Одной из реализаций данного лейтмотива оказывается утрата текста, что приводит к семантизации его обрыва. Этот же эффект проявил себя, причем даже с большей полнотой, в театрализованном чтении “Штосса” Лермонтовым, о котором остались воспоминания Е.П. Ростопчиной. В результате естественным образом выделяются три варианта “Штосса” – Ш 1 (театрализованный вариант как самостоятельный текст), Ш 2 (известный литературный текст) и Ш 3 (гипотетический полный вариант, так и не осуществленный автором). Законченными (причем “псевдооборванными”) являются Ш 1 и Ш 2, тогда как Ш 3 остался неоконченным. Высказана гипотеза, что в полном варианте известное окончание “Штосса” изменилось бы, и свойство псевдооборванности перешло бы с Ш 2 к Ш 3.
- Ключевые слова
- псевдооборванный текст, мотивная структура, текст в тексте
- Дата публикации
- 01.07.2012
- Год выхода
- 2012
- Всего подписок
- 1
- Всего просмотров
- 1190