- Код статьи
- S241377150015628-3-1
- DOI
- 10.31857/S241377150015628-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 80 / Номер 3
- Страницы
- 101-115
- Аннотация
Работа посвящена исследованию ритмики русского пятистопного хорея XX века. Сформирован корпус 5-стопного хорея, включающий более 353 тысяч строк. Получено распределение частот всех ритмических форм корпуса. Показано, что профиль ударности корпуса не зависит от принадлежности строк к различной клаузуле. Выявлено, что произведения корпуса 5-стопного хорея принадлежат к 19 различным типам профилей ударности. Получено распределение различных типов профилей ударности для корпусов 120 авторов.
- Ключевые слова
- 5-стопный хорей, клаузула, ритмическое слово, ритмическая форма, профиль ударности
- Дата публикации
- 27.06.2021
- Год выхода
- 2021
- Всего подписок
- 19
- Всего просмотров
- 1120
Работа посвящена ритмике русского 5-стопного хорея (далее – Х5) XX века и состоит из четырех разделов. В первом разделе приводится определение Х5 и сведения о формировании корпуса стихов для анализа ритмики. Получено распределение всех частот ритмических форм корпуса 5-стопного хорея. Показано, что профиль ударности корпуса не зависит (однороден) от принадлежности строк к различной клаузуле. Во втором разделе показано, что профиль ударности Х5 бывает 19 различных типов. Получено распределение профилей ударности по 19 типам для более чем 15 тысяч произведений корпуса Х5. Приведены примеры принадлежности произведений различным профилям. В третьем разделе получено распределение различных типов профилей ударности для корпусов Х5 120 авторов. В четвертом разделе приводится сводка основных результатов.
Несколько слов о работах предшественников. По-видимому, первой работой, посвященной ритмике Х5, была [1, с. 54–60]. В четырнадцатом параграфе монографии [2, с. 269–291] приводятся данные о профилях ударности и примеры ритмических форм отдельных авторов XIX века. В монографии [3, с. 108–111] приведены результаты подсчета профилей ударности Х5 авторов первой половины ХХ века, при этом общее количество обработанных строк не превышает 26 тысяч. В задачу настоящей работы не входит критический анализ предшествующих работ. Заметим лишь, что выдвигаемые в указанных работах гипотезы практически нигде не проверяются.
1.
В стиховедении текст разбивается на ритмические слова, и расстановка акцентов следует акцентам ритмических слов. При определении ритмического слова будем следовать статистике I [4, с. 122], в которой разделение на ритмические слова лишь изредка отличается от расчленения на “графическиеˮ слова, требуемого принятой орфографией, причем всегда в сторону укрупнения. В частности, считаем одним ритмическим словом сложные слова, имеющие кроме основного побочное ударение. Аналогично, одним ритмическим словом считаются сочетания слогов с ударением на предлоге при переносе ударения.
Ударения делятся на: а) безусловно значимые, б) потенциально значимые, в) незначимые. В соответствии с этим ритмические слова делятся на: 1) безусловно самостоятельные 2) потенциально самостоятельные, 3) несамостоятельные. К безусловно самостоятельным словам принадлежат существительные, прилагательные, не вспомогательные глаголы и не местоименные наречия. К потенциально самостоятельным словам принадлежат местоимения (личные, притяжательные, возвратные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределенные), местоименные наречия, вспомогательные глаголы, односложные числительные, междометия. К несамостоятельным словам принадлежат предлоги, союзы и частицы. При разметке ударений принимаем, как и в работах [5, с. 77]; [6, с. 91], что максимальная длина потенциально самостоятельного и несамостоятельного слова ограничена соответственно 3 и 2 слогами.
Поясним, что в работе понимается под Х5. Для этого возьмем несколько русских слов и построим соответствующую им ритмическую схему. Обозначим единицей ударный слог безусловно самостоятельного или потенциально самостоятельного слова, а нулем – безударный слог любого ритмического слова, либо слог, на который приходится незначимое ударение несамостоятельного слова. Пренебрегая словоразделами, получим цепочку цифр, состоящую из единиц и нулей. Пронумеруем цепочку и назовем ритмической схемой, а нечетные (четные) ее номера – сильными (соответственно, слабыми) местами ритмической схемы. Сильные места традиционно называются иктами. Пусть пятый икт – последняя единица1 ритмической схемы. В этом случае ритмическая схема называется Х5, если распределение ударений на остальных сильных местах соответствует второму столбцу таблицы 1. После пятого икта строка Х5 может содержать несколько безударных2 слогов, образующих клаузулу – мужскую, женскую, дактилическую, гипердактилическую с длиной соответственно ноль, один, два и три слога. Очень редко встречаются стихи с клаузулой в четыре (и более) слога. Слабые места ритмической схемы разрешается занимать безусловно самостоятельным односложным словам. Распределение ударений в строке Х5 характеризует ритмическую форму.
Таблица 1. Определения и примеры ритмических форм Х5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 1,1,1,1 | 10,1 | Нам была дана сирень повсюду | А. Головина |
2 | 0,1,1,1 | 10,9 | Неужели я увижу завтра | О. Мандельштам |
3 | 1,0,1,1 | 4,93 | Имя с именами! – “Мне понятен | Н. Оцуп |
4 | 1,1,0,1 | 6,03 | Два поэта подставляют грудь | Н. Оцуп |
5 | 1,1,1,0 | 20,4 | Спи, прозрачный грустный озорник | А. Головина |
6 | 0,1,0,1 | 6,02 | Колдовские расцвели цветы | А. Головина |
7 | 0,1,1,0 | 24,2 | В середине странствия земного | Н. Оцуп |
8 | 1,0,0,1 | 0,465 | Вырвался освобожденный дух | Н. Оцуп |
9 | 1,0,1,0 | 13,7 | Майскими короткими ночами | А. Фатьянов |
10 | 1,1,0,0 | 0,673 | Словом, чуточку литературный | Н. Оцуп |
11 | 0,1,0,0 | 0,862 | Временами и позитивист | Н. Оцуп |
12 | 1,0,0,0 | 158* | Выпрямившееся: человечность | Н. Оцуп |
13 | 0,0,1,1 | 0,501 | И “не сотвори себе кумира!ˮ | Н. Оцуп |
14 | 0,0,1,0 | 1,14 | Апокалипсические звери | Н. Оцуп |
15 | 0,0,0,1 | 32* | Иль средь северногерманских мхов | М. Кульчицкий |
16 | 0,0,0,0 | 8* | Сорокапятимиллиметровая | К. Левин |
В корпус стихов включены произведения (или части произведений), полностью состоящие из строк Х5 или с преобладанием строк Х5 и единичными строками хорея другого размера. Анализируются стихи авторов, родившихся в XX веке, либо авторов, часть творчества которых попадает на XX век. При формировании корпуса Х5 использовалась печатная продукция (собрания сочинений, отдельные авторские книги, “Библиотека поэтаˮ, “Новая библиотека поэтаˮ, сборники “День поэзииˮ и др.), электронные тексты поэтических сайтов и сетевых журналов интернета, сканы книг и журналов; переводы рассматриваются наравне с оригинальными произведениями. Размер корпуса Х5 составляет более 350 тысяч строк, принадлежащих более полутора тысяч авторам.
Как следует из таблицы 1, в корпусе выявлены все ритмические формы Х5. Отметим, что К. Тарановский считал [2, с. 287], что 15 и 16 ритмические формы не встречаются в русском Х5, а лишь теоретически возможны. Строки с 7 ритмической формой составляют практически четверть корпуса, а сумма строк с 5, 7 и 9 ритмическими формами составляет больше половины корпуса Х5. Разность частот 4 и 6 ритмических форм статистически незначима.
Ритмическая форма является характеристикой строки Х5. Для анализа ритмики стихотворных текстов в стиховедении используется профиль ударности. Профиль ударности представляет собой функцию3 определённую на конечном множестве иктов
где – “стопностьˮ размера, – количество строк в корпусе (произведении), – ударность на k-икте i-строки, равная нулю или единице.
Здесь уместно привести цитату из работы [7, с. 201] классика стиховедения: “С определенного момента профиль ударности как некоторая глобальная характеристика ритмической организации стиха или образа метра стала основной характеристикой благодаря следующим причинам: во-первых, как показал Тарановский, в терминах профиля ударности более четко может быть описана общая эволюция стиха и особенности ритмики, свойственные отдельным поэтам или произведениям; во-вторых, нами установлено, что для образа метра каждого поэта более характерен именно выбор профиля ударности, поскольку распределение по формам, как правило, является следствием выбранного профиля ударности и поэтому по отношению к последнему вторичноˮ.
В первых трех строках таблицы 2 приведены данные по распределению ударений в профиле ударности в зависимости от размера клаузулы; в четвертой и пятых строках – суммы первых двух (соответственно, трех) строк.
Таблица 2. Распределение ударений в профилях ударности
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
М | 87512 | 120775 | 136393 | 51687 | 156000 |
Ж | 104882 | 149838 | 156833 | 80994 | 185283 |
Д | 6976 | 9633 | 10539 | 5336 | 12374 |
М+Ж | 192394 | 270613 | 293226 | 132681 | 341283 |
М+Ж+Д | 199370 | 280246 | 303765 | 138017 | 353657 |
Ввиду того, что корпус стихов Х5 характеризуется наличием строк с различной клаузулой, необходимо показать, что выборки профилей ударности в зависимости от размера клаузулы однородны, то есть принадлежат одной генеральной совокупности. Для проверки корпуса Х5 на однородность выборок профилей ударности в зависимости от размера клаузулы используем ранговый критерий Манна и Уитни, основанный на статистике
Здесь и – упорядоченные по возрастанию выборки.
Гипотеза сдвига (неоднородности) двух выборок отклоняется, если
Здесь – критические значения рангового критерия, зависящие от и критические значения определяются по таблице 143 справочника [8, с. 455–456]– уровень значимости, количественно характеризующий вероятность ошибки.
Сначала проверяем на однородность выборки, соответствующие строкам М и Ж таблицы 2. Имеем Для (т.е. допускается вероятность ошибки, равная 0,05) величины равны соответственно 2 и 23. Это означает однородность выборок профилей ударности, соответствующих строкам с мужской и женской клаузулами. Далее, для выборок, соответствующих строкам М+Ж и М+Ж+Д таблицы 2 имеем Все остальные показатели такие, как для строк М и Ж.
Это позволяет утверждать, что гипотеза неоднородности профиля ударности в зависимости от принадлежности к различной клаузуле отклоняется, и можно продолжить исследование ритмики корпуса Х5.
2.
Обычно в стиховедении объектами анализа ритмики являются профили ударности корпусов конкретных авторов, либо (что значительно реже) профили ударности нескольких произведений автора, объединенных по хронологическим данным. Однако в работах [5]; [6] было установлено, что корпусы 6-стопного ямба (далее – Я6) конкретных авторов статистически неоднородны по профилю ударности. В качестве примера приведем корпуса Я6 Вяземского и Кушнера; у Вяземского доля симметричного ямба 65 %, нисходящего – 27 %; у Кушнера доля симметричного ямба 55 %, асимметричного5 – 28 %. Нет никаких оснований полагать, что эта ситуация характерна только для Я6. Обращаем внимание на следующее обстоятельство. Рассмотрим корпус стихов конкретного метра и размера какого-нибудь автора, достаточный по объему для стиховедческого анализа и состоящий из нескольких произведений. Нередки ситуации, когда промежутки времени между написанием произведений, значительны. Естественно предположить, что в этом случае могут меняться как требования к конкретному ритмическому рисунку произведения, так и само отношение к ритму произведений указанной выше формы.
Принимая в качестве объекта для анализа ритмики полученного корпуса Х5 профиль ударности конкретного произведения, следует позаботиться о выводе соотношений, позволяющих каким-то образом упорядочивать6 профили ударности. Для вывода указанных соотношений поступим следующим образом.
Предположим, что ударность на k-икте представляет независимую от номера строки величину, принадлежащую некоторой нормальной совокупности с неизвестными средним значением и дисперсией. Тогда в предположении неизвестных неравных дисперсий ударности и на соседних иктах и соотносятся между собой следующим образом7]:
где – размер корпуса, – число ударений на и иктах, – квантили распределения Стьюдента и стандартного нормального распределения:
для
Другими словами, ударность может быть больше ударности в соответствии с формулой может быть меньше в соответствии с формулой наконец, в соответствии с формулой отличие от статистически незначимо.
В профиле ударности Х5 существует три пары ударностей и и и для которых имеют место все три варианта соотношений между ними. Анализ корпуса Х5 показывает, что для последней пары и всегда имеет место неравенство поэтому она далее не учитывается. Таким образом, теоретически существует типов профиля ударности Х5.
Введем одно упрощение записи. Выполнение неравенства будем фиксировать буквой Л, выполнение неравенства – буквой П, а выполнение равенства –буквой Р. Тогда любой из 27 теоретических типов профиля ударности фиксируется сочетанием трех букв Л, П, Р, например, РПЛ. Всего в корпусе8 Х5 выявлены 19 типов профиля ударности, причем произведения каждого типа характеризует собой выборку, статистически однородную относительно профиля ударности. На рис. 1 и 2 приведены схематические изображения профилей ударности выявленных типов, кроме типа РРР9. По оси абсцисс отложены номера иктов По оси ординат отложена ударность в немасштабном виде. Следует иметь в виду, что параметр Р, характеризующий выполнение равенства на рисунках для упрощения изображается соответствующей прямой, параллельной оси абсцисс. Результаты определения типов профилей ударности корпуса Х5 приведены в таблице 3.
9. Профиль РРР с учетом упрощений представляет собой прямую, параллельную оси абсцисс.
Таблица 3. Типы профилей ударности корпуса Х5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ЛРЛ | 14 | 279 | J | 3/2 |
ЛРР | 16 | 205 | ||
ЛПЛ | 322 | 6229 | ||
ЛПР | 12 | 150 | ||
РЛЛ | 3 | 132 | ||
РЛР | 59 | 769 | ||
РЛП | 7 | 79 | ||
РРП | 3 | 37 | ||
РПР | 19 | 276 | ||
ПЛП | 10 | 317 | ||
ПРП | 1 | 12 | ||
РРЛ | 3535 | 61606 | B | 23/17 |
РРР | 1423 | 18670 | D | 10/5 |
РПЛ | 2620 | 56721 | C | 17/16 |
ПЛЛ | 410 | 19159 | H | 3/5 |
ПЛР | 527 | 10729 | G | 3/3 |
ПРЛ | 4797 | 120807 | A | 32/34 |
ПРР | 891 | 14163 | E | 6/4 |
ППЛ | 539 | 42964 | F | 4/12 |
Как следует из таблицы 3, примерно треть всех произведений Х5 относится к типу ПРЛ (A). В свое время М.Л. Гаспаров предположил, что одним из основных источников стихотворчества является осознанное (или неосознанное) подражание. В этой связи напомним, что к указанному типу относится одно из самых известных произведений русской поэзии “Выхожу один я на дорогу…ˮ Лермонтова, с которого практически начинался русский Х5.
Приведем примеры произведений с профилем ударности различных типов.
1. тип ЛПЛ.
М. Шкапская [О Петербурге (Знаю я – стоит на прежнем месте…), О словах (Светятся как тонкие лампадки…)], А. Кушнер [Радость (Радость – это редкость и, в отличье)], Л. Латынин [Отсыхают листья понемногу…, Дали душу – не скупясь на сроки], М. Цветаева [Слезы – на лисе моей облезлой…, Рельсы (В некой разлинованности нотной), Древняя тщета течет по жилам…]
2. тип ЛПР.
М. Цветаева [Молодость (Скоро уж из ласточек – в колдуньи!)]
3. тип РЛР.
М. Цветаева [Завораживающая! Крест…], Н. Кугушева [В Зоологическом саду (В вазах каменных пылают канны)]
4. тип РЛП.
М. Цветаева [Мне ль, которой ничего не надо…]
5. тип РРЛ.
А. Кушнер [Есть у нас еще один роман…, Магнитофон (Будущее – за магнитофоном), На вопрос, какой вид смерти лучше…], А. Головина [Сколько раз ходила на дорогу…, Это будет первое восстанье…, Ось земную пальцами пропеллер…, Нет лучей, но отраженный свет…, Что бы ни случилось в жизни этой…, Первая всегда враждебна встреча…], А. Ахматова [Венеция (Золотая голубятня у воды), Многое еще, наверно, хочет…, Шелестит о прошлом старый дуб…], Н. Гумилев [Крыса (Вздрагивает огонек лампадки), Рабочий (Он стоит пред раскаленным горном), Слово (В оный день, когда над миром новым), Канцона (И совсем не в мире мы, а где-то), В шумном вихре юности цветущей…], О. Мандельштам [Образ твой, мучительный и зыбкий…, Отмечает листья ветер робкий…], М. Цветаева [Поступью сановнически-гордой…], Я. Смеляков [Здравствуй, Пушкин! (Здравствуй, Пушкин! Просто страшно это), Мальчики, пришедшие в апреле…]
6. тип РРР.
А. Кушнер [Смысл постичь небесный, сущность бледную…], А. Блок [Перуджия (День полувеселый, полустрадный), З. Гиппиус (Женщина, безумная гордячка)], А. Ахматова [Под навесом темной риги жарко…, Маяковский в 1913 году (Я тебя в твоей не знала славе), Если б все, кто помощи душевной…, Все в Москве пропитано стихами…], Н. Гумилев [Отвечай мне, картонажный мастер…], М. Цветаева [Как мы читали ‘Liснтеnsтеin’ (Тишь и зной, везде синеют сливы), Подруга (Сини подмосковные холмы), Москве (Гришка-Вор тебя не ополячил), Памяти А. А. Стаховича (И не от заледенелых печек), Молодость (Молодость моя! Моя чужая)].
7. тип РПЛ.
А. Кушнер [Будущее – это то, с чем дело…, Хороши рябины и берёзы…, Дарвин совершил одну ошибку…, Сдвоенные иглы южных сосен…, В Москве (Этот мир заманчивый, московский)], А. Головина [Новогоднее гадание (В будущее узкая прореха), Никогда тебе не поверяю…], А. Ахматова [И когда друг друга проклинали…, Милому (Голубя ко мне не присылай), Данте (Он и после смерти не вернулся)], Н. Заболоцкий [Журавли (Вылетев из Африки в апреле), Воспоминание (Наступили месяцы дремоты…, Поэт (Черен бор за этим старым домом), Медленно земля поворотилась…], Н. Гумилев [Каракалла (Император с профилем орлиным), Военная (Носороги топчут наше дурро)], Я. Смеляков [Милые красавицы России (В буре электрического света), Первый бал (Позабыты шахматы и стирка)].
8. тип ПЛЛ.
М. Шкапская [Эренбургу (Я пишу из солнечной Тулузы)], С. Есенин [Не жалею, не зову, не плачу…, Письмо матери, Мы теперь уходим понемногу…, Жизнь – обман с чарующей тоскою…, Я спросил сегодня у менялы…], А. Блок [Я укрыт до времени в приделе…], А. Головина [Как смятенно жизнь глядит навстречу…], А. Ахматова [Широко распахнуты ворота…, Страх, во тьме перебирая вещи…], О. Мандельштам [Мастерица виноватых взоров…, Темных уз земного заточенья…], М. Цветаева [Даме с камелиями (Все твой путь блестящей залой зла), Мальчик с розой (Хорошо невзрослой быть и сладко), Принц и лебеди (В тихий час, когда лучи неярки), Ока (В светлом платьице, давно-знакомом)].
9. тип ПЛР.
М. Шкапская [Ночью (Ты зовешь меня своей капризой)], А. Головина [Брюгге (Ночью руки до плеча растают), Счастье (По весне, хитрей, чем Калиостро)], А. Ахматова [После ветра и мороза было…, Не прислал ли лебедя за мною…, Не пугайся, – я еще похожей…], Н. Гумилев [Лаос (Девушка, твои так нежны щеки), Ночь (Пролетала золотая ночь), Об озерах, о павлинах белых…], М. Цветаева [По тебе тоскует наша зала…, На вокзале (Два звонка уже и скоро третий), Ночи без любимого – и ночи…, Белизна – угроза черноте…, Маяковскому (В сапогах, подкованных железом)].
10. тип ПЛП.
М. Цветаева [Прорицаниями рокоча…]
11. тип ПРЛ.
М. Шкапская [Паноптикум (Я иду, а длинный ряд двоится), Весна (Приползла лукавая, вся талая), Знаю я, что в наш печальный мир…, Проводы (В день отъезда плакал мой любимый), О затаенном (Будет это в первый или в сотый), Отчетливое (Ничему далекому не верю), Может быть, томима вечной жаждой…, Ты уйдешь и скажешь на прощанье…], А. Кушнер [Время – друг великих сочинений…, Ваза (На античной вазе выступает), Страх и трепет, страх и трепет, страх…, Низкорослой рюмочки пузатой…, В августе опять к нам ночь вернулась…, Жизнь пришлась на смутную эпоху…, День прошел вчерашнего бездарней…, Подорожник выпустил стрелу…, Я открыл окно: пускай проветрится…, В комнате стояла свежесть сада…, Скучно, Гоголь, жить на этом свете…, Все не так угрюмо-стоеросово…, Летней ночью, августовской, поздней…, Вспоминай, в каком – в четвёртом классе…, Немецкая сказка (Это в старой сказке было важно) Бог – старик. Уж точно, что не мальчик…, В сквере клен поспешно облетает…,], С. Есенин [Я обманывать себя не стану…, Улеглась моя былая рана…, Никогда я не был на Босфоре…, Спит ковыль. Равнина дорогая…, Ты меня не любишь, не жалеешь…, Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…, Золото холодное луны…, В Хороссане есть такие двери…, Голубая родина Фирдуси…, Быть поэтом – это значит то же…, Руки милой – пара лебедей…, Отчего луна так светит тускло…, Месяц рогом облако бодает…, Может, поздно, может, слишком рано…, Видно, так заведено навеки…], А. Головина [Боже мой, печалиться не надо…, Вифлеем (Каждый год в музее городском), Возвращайся в пятый раз и сотый…, Отходя от сновидений ночью…, Ты не любишь севера? Не надо…, Это было головокруженьем…], А. Ахматова [Сладок запах синих виноградин…, Бессонница (Где-то кошки жалобно мяукают), В ремешках пенал и книги были…, Стал мне реже сниться, слава богу…, Первый луч – благословенье бога…], Н. Заболоцкий [Где-то в поле возле Магадана…, Чертополох (Принесли букет чертополоха), Голос в телефоне (Раньше был он звонкий, точно птица), Снежный человек (Говорят, что в Гималаях где-то), Железная старуха (У меня железная старуха)], Н. Гумилев [Болонья (Нет воды вкуснее, чем в Романье), Старый конквистадор (Углубясь в неведомые горы), Пять быков (Я служил пять лет у богача), Рассвет (Змей взглянул, и огненные звенья), Память (Только змеи сбрасывают кожи)], Н. Рубцов [Девочка играет (Девочка на кладбище играет), Березы (Я люблю, когда шумят березы), Эх, коня да удаль азиата…, Памятный случай (В детстве я любил ходить пешком), Я не плыл на этом пароходе…, Я умру в крещенские морозы…], О. Мандельштам [Мы с тобой на кухне посидим…, Ламарк (Был старик, застенчивый, как мальчик), Если утро зимнее темно…, В изголовьи черное распятье…, Ты прошла сквозь облако тумана…, Собирались эллины войною…, И глагольных окончаний колокол…], М. Цветаева [Маме (В старом вальсе штраусовском впервые)], Я. Смеляков [Там, где звезды светятся в тумане…, Точка зрения (Вечерело. Пахло огурцами)], М. Зенкевич [Жизнь моя, как летопись, загублена…], Д. Самойлов [Блудный сын (По пустому темному проселку)].
12. тип ПРР.
А. Кушнер [Покажи мне смельчака любого…, Отнимать у Бога столько времени,,,], С. Есенин [Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…, Никогда я не забуду ночи…], А. Головина [Ни искать, ни звать тебя не надо…, В православной церкви над тобой…, Гроза (Провода поют, смолкают птицы)], А. Ахматова [Под Коломной (Где на четырех высоких лапах), Никого нет в мире бесприютней…, Я с тобой, мой ангел, не лукавил…, И упало каменное слово…], Н. Гумилев [Ангел боли (Праведны пути твои, царица), Нежно-небывалая отрада…]
13. тип ППЛ.
А. Кушнер [Оредеж (Оредеж, не правда ли, названье), По безлюдной Кирочной, вдоль сада…], Н. Заболоцкий [Ходоки (В зипунах домашнего покроя), Гроза идет (Движется нахмуренная туча)], Н. Гумилев [Открытие Америки (Свежим ветром снова сердце пьяно), Принцесса (В темных покрывалах летней ночи), Ягуар (Странный сон увидел я сегодня)], Я. Смеляков [Паренек (Рос мальчишка, от других отмечен), Манон Леско (Много лет и много дней назад), Больше нет природы равнодушной (С музыкой и с песней, не таясь)], Н. Оцуп [Дневник в стихах (поэма длиной более 12 тысяч строк)].
3.
Перейдем к анализу ритмики корпусов Х5 отдельных авторов10. Если исходить из анализа профилей ударности, то на этом пути столкнемся с трудностями, связанными с тем, что, согласно таблице 3, корпусу автора могут принадлежать несколько профилей ударности, Введем важное определение – индекс ритмического репертуара Ak1-Bk2-Ck3-Dk4-Ek5-Fk6-Gk7-Hk8-Jk9, где буквы A, B, C, D, E, F, G, H, J соответствуют типам профиля ударности, определенным в четвертом столбце таблицы 3, а параметры – цифры или знак >. Запись Ak111 означает, что строк произведений с профилем ударности типа А в данном корпусе содержится не больше чем от общего числа строк. В частности, запись А4 (А0) означает, что строк произведений с профилем ударности типа А содержится не больше чем 40 % от общего количества строк в корпусе (соответственно, корпус не содержит произведений с профилем ударности типа А). Запись A> означает, что строк произведений с профилем ударности типа А в данном корпусе содержится больше чем 90 % от общего числа строк. Так как сказанное справедливо и для произведений с другими профилями ударности, то индекс ритмического репертуара дает полную информацию о распределении типов профиля ударности в корпусе Х5 конкретного автора.
11. В данном случае k1– цифра.
Предварительный анализ свидетельствует о наличии в корпусах Х5 конкретных авторов преобладания произведений с определенным типом профиля ударности. Если возвратиться к определению индекса ритмического репертуара, то преобладание означает, что один из параметров не меньше 612, и далее будем называть такой индекс индексом с предпочтением.
Результаты определения индексов ритмического репертуара 120 авторов приведены в четвертом столбце таблицы 4; в первых трех столбцах – имя и фамилия автора, годы жизни, количество произведений (числитель) и строк (знаменатель) Х5.
Таблица 4. Индексы ритмического репертуара
1 | 2 | 3 | 4 |
Сергей Соловьев | 1885–1942 | 19/562 | A0-B2-C2-D1-E1-F0-G0-H7-J0 |
Катя Капович | 1960 | 33/505 | A0-B3-C2-D1-E2-F1-G0-H3-J1 |
Лев Гомолицкий | 1903–1988 | 14/603 | A1-B0-C0-D0-E1-F0-G4-H5-J0 |
Николай Оцуп | 1894–1958 | 14/12712 | A1-B1- C1-D1-E0-F>-G0-H0-J0 |
Нонна Слепакова | 1936–1998 | 18/549 | A1-B1-C3-D0-E0-F6-G0-H0-J1 |
Евгений Евтушенко | 1932–2017 | 13/613 | A1-B1-C6-D0-E0-F3-G0-H0-J1 |
Дмитрий Сиротин | 1977 | 55/1119 | A1-B1-C8-D0-E0-F1-G0-H0-J1 |
Анатолий Гейнцельман | 1879–1953 | 37/631 | A1-B2-C0-D4-E1-F0-G3-H0-J1 |
Иван Елагин | 1918–1987 | 27/1134 | A1-B2-C2-D1-E1-F6-G0-H0-J0 |
Маргарита Алигер | 1915–1992 | 50/3384 | A1-B2-C2-D1-E1-F6-G1-H0-J0 |
Андрей Расторгуев | 1964 | 41/800 | A1-B2-C5-D0-E0-F3-G0-H0-J1 |
Николай Старшинов | 1924–1998 | 40/886 | A1-B4-C3-D1-E1-F2-G0-H0-J1 |
Михаил Зенкевич | 1886–1973 | 19/1707 | A2-B1-C1-D1-E1-F0-G1-H7-J0 |
Анна Ахматова | 1889–1966 | 125/3790 | A2-B1-C1-D1-E1-F0-G2-H4-J1 |
Марина Цветаева | 1892–1941 | 43/867 | A2-B1-C1-D2-E1-F0-G2-H2-J4 |
Юрий Левитанский | 1922–1996 | 20/722 | A2-B1-C5-D0-E0-F2-G0-H0-J2 |
Сергей Попов | 1962 | 30/726 | A2-B1-C5-D0-E0-F4-G0-H0-J0 |
Мария Комиссарова | 1900–1994 | 21/1308 | A2-B2-C1-D1-E0-F6-G1-H0-J0 |
Илья Голенищев-Кутузов | 1904–1969 | 22/529 | A2-B2-C1-D1-E1-F0-G2-H3-J0 |
Елизавета Кузьмина | 1891–1945 | 52/1033 | A2-B2-C1-D4-E2-F0-G1-H2-J1 |
Александр Межиров | 1923–2009 | 19/697 | A2-B2-C3-D0-E0-F4-G0-H0-J0 |
Михаил Молчанов | 1945 | 117/3572 | A2-B2-C3-D1-E1-F4-G1-H0-J1 |
Владимир Микушевич | 1936 | 128/1855 | A2-B2-C4-D2-E1-F1-G1-H0-J1 |
Владислав Пеньков | 1969–2020 | 170/3301 | A2-B2-C5-D1-E1-F1-G0-H1-J1 |
Владимир Салимон | 1952 | 274/3044 | A2-B3-C4-D2-E1-F0-G1-H0-J1 |
Глеб Семенов | 1918–1982 | 35/680 | A2-B3-C5-D0-E1-F2-G0-H0-J1 |
Юрий Колкер | 1946 | 24/574 | A2-B4-C2-D1-E1-F0-G0-H0-J3 |
Алексей Дьячков | 1971 | 40/744 | A2-B4-C4-D1-E0-F1-G0-H0-J1 |
Евгений Долматовский | 1915–1994 | 22/713 | A2-B4-C4-D1-E1-F0-G0-H0-J0 |
Илья Сельвинский | 1899–1968 | 48/1136 | A2-B5-C2-D1-E1-F1-G1-H0-J1 |
Николай Заболоцкий | 1903–1958 | 26/1992 | A3-B0-C1-D0-E0-F5-G0-H3-J0 |
Василий Федоров | 1918–1984 | 29/1039 | A3-B1-C1-D1-E0-F6-G1-H0-J1 |
Давид Самойлов | 1920–1990 | 55/2575 | A3-B1-C1-D1-E1-F0-G3-H4-J1 |
Борис Корнилов | 1907–1938 | 24/1503 | A3-B1-C2-D1-E0-F5-G1-H1-J1 |
Илья Фаликов | 1942 | 32/825 | A3-B1-C4-D0-E0-F2-G0-H0-J1 |
Алексей Пурин | 1955 | 23/794 | A3-B1-C6-D0-E1-F2-G0-H0-J0 |
Константин Бальмонт | 1867–1942 | 23/523 | A3-B2-C1-D1-E0-F4-G0-H0-J1 |
Борис Пастернак | 1890–1960 | 35/1126 | A3-B2-C1-D1-E1-F4-G1-H1-J0 |
Сергей Орлов | 1921–1977 | 50/1246 | A3-B2-C5-D1-E1-F1-G1-H0-J1 |
Валерий Брюсов | 1873–1924 | 42/888 | A3-B3-C1-D2-E1-F0-G2-H2-J1 |
Мария Визи | 1904–1994 | 62/872 | A3-B3-C2-D1-E1-F0-G2-H1-J1 |
Евгений Витковский | 1950–2020 | 57/1427 | A3-B3-C2-D1-E2-F2-G1-H0-J1 |
Александр Прокофьев | 1900–1971 | 167/3035 | A3-B3-C3-D1-E1-F2-G0-H0-J1 |
Алексей Недогонов | 1914–1948 | 17/495 | A3-B3-C4-D0-E0-F1-G0-H0-J0 |
Александр Големба | 1922–1979 | 34/856 | A3-B3-C4-D2-E1-F0-G0-H0-J1 |
Валерий Перелешин | 1913–1992 | 38/705 | A3-B4-C1-D1-E1-F0-G2-H1-J0 |
Лидия Алексеева | 1909–1987 | 46/520 | A3-B4-C1-D2-E1-F0-G2-H1-J1 |
Игорь Жданов | 1937–2005 | 41/787 | A3-B4-C2-D0-E0-F1-G0-H0-J1 |
Борис Слуцкий | 1919–1986 | 92/1802 | A3-B4-C2-D2-E1-F0-G1-H0-J1 |
Леонид Латынин | 1938 | 44/863 | A3-B4-C3-D0-E0-F0-G1-H2-J1 |
Михаил Светлов | 1903–1964 | 57/1421 | A3-B5-C2-D1-E1-F1-G0-H1-J1 |
Михаил Исаковский | 1900–1973 | 37/1115 | A4-B1-C0-D0-E0-F0-G1-H5-J0 |
Эдуард Багрицкий | 1895–1934 | 11/729 | A4-B0-C1-D0-E0-F0-G1-H5-J1 |
Сергей Смирнов | 1912–1993 | 50/2256 | A4-B1-C1-D1-E1-F6-G0-H0-J0 |
Николай Тихонов | 1896–1979 | 43/1223 | A4-B2-C1-D1-E1-F3-G1-H1-J0 |
Валентин Сорокин | 1936 | 118/4487 | A4-B2-C1-D1-E1-F4-G1-H1-J1 |
Борис Поплавский | 1903–1935 | 61/1570 | A4-B2-C1-D1-E2-F1-G2-H2-J0 |
Илья Эренбург | 1891–1967 | 62/1152 | A4-B2-C1-D2-E1-F0-G3-H1-J1 |
Павел Васильев | 1910–1937 | 23/1032 | A4-B2-C2-D1-E0-F3-G1-H2-J0 |
Дмитрий Кедрин | 1907–1945 | 33/761 | A4-B2-C2-D2-E2-F1-G0-H1-J0 |
Ярослав Смеляков | 1913–1972 | 26/812 | A4-B2-C3-D0-E0-F2-G0-H0-J1 |
Юнна Мориц | 1937 | 37/774 | A4-B2-C3-D1-E1-F1-G0-H1-J1 |
Инна Лиснянская | 1928–2014 | 56/860 | A4-B3-C1-D2-E2-F0-G1-H1-J1 |
Дмитрий Кленовский | 1893–1976 | 85/1688 | A4-B3-C1-D2-E2-F1-G1-H1-J1 |
Николай Асеев | 1889–1963 | 17/600 | A4-B3-C2-D1-E0-F1-G1-H0-J0 |
Анастасия Скорикова | 1969 | 37/491 | A4-B3-C2-D1-E1-F0-G1-H0-J1 |
Всеволод Рождественский | 1895–1977 | 64/1824 | A4-B3-C2-D1-E1-F1-G1-H1-J0 |
Михаил Синельников | 1946 | 38/574 | A4-B3-C2-D1-E1-F1-G1-H1-J0 |
Григорий Хубулава | 1982 | 214/3680 | A4-B3-C2-D1-E1-F1-G1-H1-J1 |
Юлия Друнина | 1924–1991 | 96/1538 | A4-B3-C2-D2-E1-F0-G1-H1-J0 |
Вероника Тушнова | 1911–1965 | 44/935 | A4-B4-C1-D1-E1-F1-G1-H0-J1 |
Ирина Кнорринг | 1906–1943 | 85/1319 | A4-B4-C1-D1-E1-F1-G1-H1-J1 |
Ольга Берггольц | 1910–1975 | 48/1274 | A4-B4-C2-D1-E1-F0-G1-H1-J1 |
Светлана Кекова | 1951 | 34/569 | A4-B4-C2-D2-E1-F0-G0-H0-J0 |
Андрей Чернов | 1953 | 65/1183 | A4-B4-C2-D2-E1-F0-G1-H0-J1 |
Владимир Нарбут | 1888–1938 | 16/693 | A5-B1-C2-D2-E0-F0-G0-H0-J1 |
Алексей Ивантер | 1961 | 45/956 | A5-B1-C4-D0-E0-F2-G0-H0-J1 |
Леонид Мартынов | 1905–1980 | 106/ 2284 | A5-B2-C1-D1-E1-F0-G1-H1-J1 |
Николай Минаев | 1895–1967 | 74/1692 | A5-B2-C1-D1-E1-F1-G0-H2-J1 |
Николай Гумилев | 1886–1921 | 51/1535 | A5-B2-C1-D1-E1-F2-G1-H0-J1 |
Андрей Добрынин | 1957 | 454/11262 | A5-B2-C1-D1-E2-F1-G1-H1-J0 |
Семен Липкин | 1911–2003 | 48/1023 | A5-B2-C1-D2-E1-F0-G1-H1-J1 |
Мария Вега | 1898–1980 | 28/794 | A5-B2-C1-D2-E1-F1-G1-H1-J0 |
Новелла Матвеева | 1934–2016 | 52/1731 | A5-B2-C3-D0-E0-F2-G1-H1-J0 |
Любовь Столица | 1884–1934 | 30/997 | A5-B3-C0-D1-E2-F0-G0-H2-J0 |
Алла Головина | 1909–1987 | 29/662 | A5-B3-C1-D0-E1-F0-G1-H1-J0 |
Сергей Петров | 1911–1988 | 87/1582 | A5-B3-C1-D1-E1-F1-G1-H0-J1 |
Николай Глазков | 1919–1979 | 73/1410 | A5-B3-C1-D1-E1-F1-G1-H1-J1 |
Сергей Арутюнов | 1972 | 31/716 | A5-B3-C2-D1-E1-F1-G0-H0-J1 |
Александр Городницкий | 1933 | 28/763 | A5-B3-C3-D0-E0-F2-G0-H0-J0 |
Анатолий Величковский | 1901–1981 | 38/823 | A6-B1-C0-D2-E1-F0-G2-H0-J1 |
Николай Рубцов | 1936–1971 | 25/577 | A6-B1-C1-D0-E0-F1-G0-H3-J0 |
Анна Баркова | 1901–1976 | 20/527 | A6-B1-C1-D1-E1-F3-G1-H0-J0 |
Павел Антокольский | 1896–1978 | 32/1687 | A6-B1-C2-D1-E0-F1-G0-H1-J0 |
Юрий Кублановский | 1947 | 37/807 | A6-B1-C2-D1-E2-F0-G1-H1-J0 |
Александр Перфильев | 1895–1973 | 43/727 | A6-B2-C0-D1-E1-F0-G1-H2-J1 |
Фёдор Сологуб | 1863–1927 | 33/553 | A6-B2-C1-D0-E1-F0-G1-H1-J0 |
Игорь Северянин | 1887–1941 | 35/886 | A6-B2-C1-D0-E1-F2-G1-H1-J0 |
Мария Петровых | 1908–1979 | 21/745 | A6-B2-C1-D1-E1-F0-G0-H0-J0 |
Юрий Кузнецов | 1941–2003 | 22/525 | A6-B2-C1-D1-E1-F0-G0-H2-J0 |
Владимир Соколов | 1928–1997 | 24/606 | A6-B2-C1-D1-E1-F0-G0-H2-J0 |
Арсений Несмелов | 1889–1945 | 73/2433 | A6-B2-C1-D1-E1-F1-G1-H2-J0 |
Иван Бунин | 1870–1953 | 67/1172 | A6-B2-C2-D1-E1-F0-G0-H1-J0 |
Роальд Мандельштам | 1932–1961 | 32/496 | A6-B2-C4-D0-E0-F0-G0-H0-J1 |
Владимир Высоцкий | 1938–1980 | 18/554 | A6-B3-C2-D0-E0-F0-G0-H0-J1 |
Владимир Луговской | 1901–1957 | 40/1693 | A6-B3-C2-D1-E1-F1-G0-H1-J1 |
Сергей Есенин | 1895–1925 | 33/779 | A7-B0-C0-D0-E1-F0-G0-H3-J0 |
Эдуард Асадов | 1923–2004 | 57/5507 | A7-B1-C0-D0-E0-F1-G0-H3-J0 |
Ольга Бешенковская | 1947–2006 | 34/638 | A7-B1-C1-D0-E0-F1-G0-H0-J1 |
Сергей Шервинский | 1892–1991 | 22/449 | A7-B1-C1-D1-E0-F1-G0-H1-J0 |
Николай Браун | 1902–1975 | 37/1223 | A7-B1-C2-D1-E0-F1-G1-H2-J0 |
Геннадий Русаков | 1938 | 30/522 | A7-B3-C0-D0-E0-F0-G0-H1-J1 |
Саша Черный | 1880–1932 | 25/647 | A8-B1-C0-D1-E0-F0-G0-H3-J0 |
Сергей Марков | 1906–1979 | 22/764 | A8-B1-C1-D0-E1-F0-G0-H0-J0 |
Александр Кушнер | 1936 | 91/1640 | A8-B1-C1-D1-E1-F1-G0-H1-J1 |
Арсений Тарковский | 1907–1989 | 16/798 | A8-B2-C0-D1-E0-F0-G0-H0-J1 |
Александра Паркау | 1887–1954 | 21/505 | A9-B1-C1-D1-E0-F0-G0-H1-J0 |
Дмитрий Мережковский | 1865–1941 | 11/1289 | A>-B0-C0-D0-E0-F0-G0-H1-J0 |
Владимир Алейников | 1946 | 23/627 | A>-B0-C1-D0-E0-F0-G0-H0-J1 |
Максимилиан Волошин | 1877–1932 | 26/1244 | A>-B1-C1-D0-E1-F0-G1-H0-J0 |
Из анализа 4 столбца таблицы 4 следует, что распределения по различным типам профиля ударности для отдельных авторов близки между собой:
- менее чем на 10 % отличаются распределения в парах Синельников, Рождественский и Кузнецов, Соколов;
2. менее чем на 20 % отличаются распределения в парах Елагин, Алигер; Слуцкий, Чернов; Лиснянская, Кленовский; Синельников, Хубулава; Рождественский, Хубулава; Тушнова, Кнорринг; Нарбут, Липкин и Петров, Глазков.
Присутствие одного и того же автора в различных парах обусловлено наличием неравенств в определении индекса ритмического репертуара.
Приведенные данные подтверждают правомерность анализа ритмики, исходящего из профилей ударности отдельных произведений, а не корпусов Х5 авторов.
4. Корпус Х5 содержит более15200 тысяч произведений с общей длиной более 353 тысяч строк, принадлежащих более полутора тысяч авторам. Получено распределение частот всех ритмических форм корпуса Х5.
Показано, что профиль ударности корпуса не зависит (однороден) от принадлежности строк Х5 к различной клаузуле.
Выявлено, что произведения корпуса 5-стопного хорея принадлежат 19 различным типам профилей ударности. Приведены примеры принадлежности произведений различным типам профиля ударности.
Получено распределение различных типов профилей ударности для корпусов Х5 120 авторов.
Выявлено, что распределение различных типов профилей ударности в корпусах отдельных авторов бывает двух видов:
а) приблизительно равномерное по нескольким типам;
б) имеющее индекс ритмического репертуара с предпочтением, то есть когда от 50 до 90 % корпуса Х5 принадлежат какому-либо одному типу. Так, среди корпусов 120 авторов 29 корпусов имеют индекс с предпочтением A, 4 корпуса – с предпочтением C, 7 корпусов – с предпочтением F, 3 корпуса – с предпочтением.
Библиография
- 1. Астахова А.[М.]. Из истории и ритмики хорея // Временник отдела словесных искусств. I. Государственный институт истории искусств. Ленинград: Асadеmiа, 1926. С. 54–66.
- 2. Тарановский К.Ф. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе. М.: Языки славянской культуры, 2010. 552 с.
- 3. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. 488 с.
- 4. Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. Модель ритмического строения русской речи, приспособленная к изучению метрики русского классического стиха // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.: Наука, 1985. С. 113–134.
- 5. Нещеретов И.И. Ритмика 6-стопного русского ямба в XX столетии // Славянский стих. Стиховедение, язык, смысл. Т.9. М.: Рукописные памятники древней Руси. 2012. C. 76–83.
- 6. Нещеретов И.И. Ритмика 6-стопного русского ямба от Ломоносова и Тредиаковского по настоящее время // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 11. Славянский стих, М., 2017. С. 89–121.
- 7. Колмогоров А.Н., Прохоров А.В. Статистические методы исследования ритма стихотворной речи. Опыт расчета и сравнения моделей ритма // А.Н. Колмогоров. Труды по стиховедению.. М.: Изд. МЦНМО, 2015. 256 с.
- 8. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных работников. М.: Физматлит, 2006. 816 с.
2. Если клаузула состоит из двух и более слогов, то она записывается как одно ритмическое слово.